«Криминальному чтиву» исполняется 30 лет: как шедевр Квентина Тарантино спас карьеры, покорил кинофестивали и навсегда изменил кино

«Криминальному чтиву» исполняется 30 лет: как шедевр Квентина Тарантино спас карьеры, покорил кинофестивали и навсегда изменил кино

Углубляясь в трогательные истории этих замечательных людей, я не могу не удивляться тому глубокому влиянию, которое «Криминальное чтиво» оказало на их жизнь и карьеру. То, что этот фильм стал больше, чем просто фильмом, действительно является свидетельством гениальности Тарантино; это непреходящая часть истории поп-культуры.


14 октября культовому фильму «Криминальное чтиво» исполняется 30 лет, и он продолжает оказывать значительное влияние на мир кино.

Первоначально задуманный как сборник рассказов режиссера Квентина Тарантино и его коллеги-писателя и режиссера Роджера Эвери, которые были давними коллегами и сотрудниками Video Archives, фильм в конечном итоге превратился в юмористическое, жестокое, творчески безграничное и непоследовательное путешествие. Этот фильм не только омолодил актерскую карьеру Джона Траволты и привел Сэмюэля Л. Джексона к славе, но также породил процветающий поджанр фильмов, которые имитируют или имитируют его стиль. На Каннском кинофестивале 1994 года «Криминология» была удостоена «Золотой пальмовой ветви», получила семь номинаций на премию «Оскар» и выиграла одну (за сценарий Тарантино и Эвери). Его финансовый успех (213 миллионов долларов при бюджете в 8,5 миллионов долларов) навсегда изменил экономику независимого кино.

Чтобы почтить непреходящее влияние «Криминального чтива», EbMaster поговорил с более чем 20 актерами и членами съемочной группы фильма, чтобы поделиться их историями и идеями. Поскольку интервью насчитывает более ста страниц, мы решили разделить эту ретроспективу на две части. Эта статья посвящена истокам фильма и его премьере, а другая посвящена тонкостям его производственного процесса.

Создание «Криминального чтива» началось примерно в конце 1980-х годов, когда Квентин Тарантино и Роджер Эвери сотрудничали в Video Archives — популярном видеомагазине в Южной Калифорнии, где они работали.

Роджер Эвери, соавтор сценария, концепция: Наш первоначальный план «Криминального чтива» состоял в том, чтобы создать три короткометражных фильма, каждый из которых будет снят разными режиссерами. Я должен был режиссировать один, Квентин Тарантино — другой, а наш друг Адам Рифкин — третий. Я написал сценарий под названием «Царство столпотворения», но по мере того, как процесс продолжался, мой короткометражный фильм превратился в полнометражный сценарий. Точно так же «Бешеные псы» превратились в полнометражный сценарий. К сожалению, Адам так и не написал свой сценарий, и какое-то время казалось, что «Криминального чтива» может и не быть.

Дэнни ДеВито в роли исполнительного продюсера: Стейси Шер, знавшая Квентина Тарантино, организовала нам встречу. Всего за шесть минут разговора с ним я выразил желание заключить сделку на месте. Квентин сделал короткую паузу и согласился. И вот я заключил с ним сделку. На тот момент «Бешеные псы» еще находились в производстве, и у меня еще не было возможности его посмотреть.

Эвери: Позже Квентин решил, что хочет вернуться к успеху «Бешеных псов», создав «Криминальное чтиво». У него было множество студийных предложений по интересным проектам, но он решил сосредоточиться на этой идее. Однажды он позвонил мне и поделился своими мыслями: «Я не могу выкинуть из головы «Криминальное чтиво» и считаю, что должен написать и поставить его». Мы объединили наш сценарий «Царство столпотворения» с неиспользованными сценами, которые мы написали, но еще не создали, что в конечном итоге привело к созданию «Криминального чтива». Для этого проекта мы поехали в Амстердам.

«Криминальному чтиву» исполняется 30 лет: как шедевр Квентина Тарантино спас карьеры, покорил кинофестивали и навсегда изменил кино

Лоуренс Бендер, продюсер: После «Бешеных псов» я поехал в Амстердам, чтобы пообщаться с ним лично, и у него был компактный Walkman, на котором он играл Дика Дейла и «Misirlou» вместе с другими серф-мелодиями, пока сочинял «Pulp». Вымысел.» Естественно, «Мисирлоу» был включен в титры фильма.

В тот год я регулярно связывался с ним, спрашивая о его прогрессе и общем самочувствии. Внезапно в дверь постучали, и пришел конверт из манильской бумаги, содержащий 155 страниц. Помню, я подумал, что было еще тепло. На верхней странице было написано: «Криминальное чтиво Квентина Тарантино, окончательный вариант». Я устроился на диване с чашкой чая, рассмеялся, и мне понравилось от начала до конца. Для меня было загадкой, что сценарий состоял из 155 страниц, поскольку в итоге фильм длился 154 минуты. Моя коллега Вильма, которая была моим руководителем сценариев, обычно записывала сценарии со скоростью одна страница в минуту.

Майкл Шамберг, кинопродюсер: Харви Вайнштейн был единственным, кто сделал предложение. Харви считал, что существует конкурентная ситуация на торгах, но это было не так. По сей день, если я встречу Боба Шэя, он выразит сожаление по поводу того, что не принял «Криминальное чтиво». Квентин Тарантино хотел сотрудничать с Майком Медавоем из-за его работы над впечатляющими фильмами Orion Pictures, но, к сожалению, когда появилась возможность, Майк счел это слишком жестоким.

Бендер: Нашей целью было сохранить бюджет фильма в пределах от 6 до 8 миллионов долларов, чтобы лучше контролировать процесс производства, поскольку это было не слишком дорого. Примечательно, что фактический бюджет фильма с некоторым запасом оказался в 8,5 миллионов долларов, а когда все было готово, нам удалось вернуть полмиллиона долларов, оставив нам точный бюджет в 8 миллионов долларов.

«Криминальному чтиву» исполняется 30 лет: как шедевр Квентина Тарантино спас карьеры, покорил кинофестивали и навсегда изменил кино

В рамках его личного соглашения с TriStar Pictures ДеВито получил полное право редактировать все свои произведения. Затем он разделил эту привилегию с Тарантино и другими режиссерами, связанными с Jersey Films.

ДеВито: Я обратился к Харви [Вайнштейну] по этому поводу, и он ответил: «Конечно, мы можем поработать с Дэниелом Дэй-Льюисом, который недавно получил Оскар за фильм «Моя левая нога». режиссер настаивает на Джоне Траволте». Я напомнил ему, что у меня есть права на окончательную версию и кастинг. Он казался весьма расстроенным, но, в конце концов, Квентин добился своего, и был абсолютно прав – в результате была творена история.

Джон Траволта («Винсент Вега»): Последняя главная роль, которую я играл до «Криминального чтива», была в фильме «Смотри, кто говорит», поэтому предложение роли в «Криминальном чтиве» было для меня чем-то необыкновенным. , возможность высшего уровня, аналогичная выступлениям, достойным премии Оскар, в фильмах «Лихорадка субботнего вечера» и «Blow Out». Квентин Тарантино восхищался мной еще с тех пор, как я участвовал в таких шоу, как «С возвращением, Коттер», «Лихорадка субботнего вечера», «Бриолин» и «Blow Out», и он хотел сотрудничать со мной. Я думаю, что свою роль в этом сыграла его признательность кинокритику Полине Кель, которая также одобрила мою работу. По сути, Тарантино повысил для меня ставки и дал второй шанс на престижную карьеру, чего он всегда для меня и ждал.

Как киноэнтузиаст, когда Сэм впервые пришел на кастинг, он действительно впечатлил нас. Однако прибыл еще один претендент, который оставил нас врасплох, и мне пришлось обратиться к представителю Сэма и вместо этого рассмотреть другого кандидата. Мне сообщили, что переключиться нельзя, и Сэм вернется. Поначалу я не хотел снова подвергать Сэма прослушиванию, но оказалось, что он думал, что пришел просто на чтение, а не на настоящее прослушивание. По возвращении он сбил наши носки!

Бендер: Харви Кейтель сыграл решающую роль в постановке «Бешеных псов». Во время съемок «Криминального чтива» он встретил Брюса Уиллиса. Итак, мы нанесли ему визит в его резиденцию в Малибу. Увидев нас, Брюс мог почти по памяти прочитать весь сценарий «Бешеных псов». Он обожал этот фильм. Это была мгновенная связь, словно впервые поздоровалась. После прогулки по пляжу Квентин и Брюс согласились работать над проектом вместе.

«Криминальному чтиву» исполняется 30 лет: как шедевр Квентина Тарантино спас карьеры, покорил кинофестивали и навсегда изменил кино

Тим Рот («Тыква»): Персонаж, который был написан для меня, в конечном итоге стал тем, кого сыграл Брюс Уиллис. Произошло интересное событие, которое могло привести к сценарию «Тыква и кролик»: я немного познакомился с Амандой Пламмер. У нее приближалась премьера «Короля-рыбака», поэтому я предложил ей сопровождать. Мы посетили мероприятие, где столкнулись с Терри Гиллиамом и Квентином. Разговаривая с Квентином, я в шутку сказал: «Я хочу сняться в фильме с Амандой, но ей приходится держать пистолет, потому что мысль о том, что Аманда Пламмер владеет оружием, просто ужасает». Удивительно, но он включил это в свой сценарий.

В те годы Эвери описывал их сотрудничество как командную работу, в которой каждый выполнял несколько ролей. Хотя его вклад в «Царство столпотворения» обеспечил базовую основу для сегмента «Золотые часы» фильма, Эвери отметил, что не было никаких споров относительно того, как распределялись права в окончательном сценарии.

Эвери: Квентин поделился со мной своим планом, и мы осуществили его. В тот момент никто из нас не принадлежал к Гильдии писателей.

Карин Рахтман, музыкальный руководитель: За мою работу над этими фильмами я получила больше признания, чем я действительно заслужила. Однако самым сложным аспектом работы с Квентином было то, что он точно знал, чего хочет, но часто делал это с ошибками. По сути, моя роль заключалась в следующем: «Пожалуйста, подойдите и рассортируйте свою коллекцию пластинок, исправляя при необходимости орфографию, потому что песни с таким названием нет». Я помню, как он подарил мне альбом Urge Overkill на виниле, продемонстрировав свое четкое видение музыки, которую он хотел.

Бендер: Первый показ нашего фильма состоялся на Нью-Йоркском кинофестивале. Мы сидели в премиум-отделе, и когда персонажу Умы вкололи иглу, внизу возникла какая-то суматоха. Кто-то крикнул: «Есть ли здесь кто-нибудь с медицинским образованием?» Я быстро встал и бросился вниз. Директор театра в отчаянии подошел ко мне: «Что мне делать?» Я ответил: «Включите свет». В результате фильм остановился и включился свет. Выяснилось, что у мужчины случился сбой в работе сахара или что-то подобное, и эта напряженная сцена заставила его потерять сознание. Затем мы с Харви Вайнштейном помогли ему, дав ему немного апельсинового сока, прежде чем его отвезли домой на лимузине Харви. К счастью, он выздоровел. Однако в то время нас больше всего беспокоило то, что фильм может быть воспринят как чрезмерно жестокий, и они хотели, чтобы фильм имел огромный успех. Внизу опасались, что новость об этом происшествии затмит положительные отзывы. Но, к счастью, история не просочилась, и отзывы оказались превосходными. Это положило начало успешному дебюту фильма.

«Криминальному чтиву» исполняется 30 лет: как шедевр Квентина Тарантино спас карьеры, покорил кинофестивали и навсегда изменил кино

Впервые увидеть законченный фильм было почти так же важно для актеров и съемочной группы, как и первоначальное прочтение сценария Квентина Тарантино.

Винг Рэймс («Марселус Уоллес»): Это было на премьере. Я думал, что это адский фильм.

Траволта: Это произошло на Каннском кинофестивале. Он превзошел мои ожидания, достигнув беспрецедентных высот в повествовательном и кинематографическом мастерстве. Атмосфера была осязаемой, даже наэлектризованной – это было ощущение, которое можно было почувствовать глубоко внутри. Это было событие, которое войдет в историю.

Джулия Суини Блюм (в роли Ракель): Между мной и Квентином возникла некоторая напряженность, потому что во время нашей поездки в Эдинбург они проводили секретный полуночный показ «Криминального чтива» перед Каннами. Это был первый раз, когда я видел его, и это был последний раз, пока я не посмотрел его на показе, посвященном 30-летию кинофестиваля TCM в апреле 2024 года. Когда я упомянул об этом, Квентин расстроился, потому что подумал, что я, должно быть, это видел. между ними. Я объяснила ему причины: во-первых, в фильме снимается один из моих бывших мужей Стив Хибберт, и хотя я не возражала против того, чтобы он сыграл Канильца, я просто терпеть не могу смотреть на себя на экране. Со временем я научился с этим справляться, но делаю это не намеренно. Это было мое объяснение Квентину, и он понял мою точку зрения.

Во время мероприятия в Каннах раздавались продолжительные овации, которые казались бесконечными. В этот момент моя супруга посмотрела на меня и прокомментировала: «Этот фильм выдающийся! Он определенно достоин номинации на Оскар».

Фрэнк Уэйли («Бретт»): Когда состоялась премьера фильма, я был за границей по работе. Люди связывались со мной и говорили, что это лучший фильм, который они когда-либо смотрели. Когда я вернулся домой в Нью-Йорк, фильм выходил на экраны неделю или две. Однако я сам этого не видел. Однако меня узнавали в метро, ​​что было необычно, потому что раньше меня никто не узнавал, несмотря на пять-шесть лет работы в кино, даже в больших постановках.

Гриффин: После просмотра фильм превзошел все мои ожидания. Сначала, читая сценарий, я был ошеломлен, найдя его ужасным и содержащим слово на букву N. В этот момент я оглядел черную аудиторию, задаваясь вопросом об их реакции. Однако, когда я как зритель увидел, как фильм разворачивается, сцену за сценой, я воскликнул: «Он действительно сделал это». Я был поражен актерской игрой, как в больших, так и в маленьких спектаклях. Я чувствую себя обязанным упомянуть, что мои три строчки сыграли важную роль в получении Золотой пальмовой ветви.

«Криминальному чтиву» исполняется 30 лет: как шедевр Квентина Тарантино спас карьеры, покорил кинофестивали и навсегда изменил кино

Розанна Аркетт («Джоди») вспоминала: Когда состоялась премьера фильма, я уже была беременна, и напряженные сцены заставили нас с мамой уйти. Следовательно, я никогда не смотрел его в кинотеатре до 30 лет спустя в Китайском театре. Несмотря на непреходящее культурное влияние, оно остается таковым. Однако один аспект, который меня постоянно беспокоил, — это чрезмерное использование слова на букву N. Эта проблема не была для меня полностью очевидна до моего последнего просмотра. Кинопроизводство по-прежнему исключительное, но есть моменты, которые заставляют нервничать, и эти неприятные моменты связаны не только с насилием. Тем не менее, я уважаю его как режиссера.

Эвери: Люди продолжали говорить мне: «Ты выиграешь премию Американской киноакадемии». Однако я ответил: «Не повторяйте это! Вы можете стать причиной неприятностей!» Услышав это, я забеспокоился еще больше, и вдобавок к этому нам пришлось соревноваться с действительно выдающимися фильмами. Но когда они объявили мое имя, у меня в мыслях возникло ощущение, будто я парю над собой и наблюдаю, как событие разворачивается, как будто из другого мира. Уже на следующий день я превратился из мелкого независимого режиссера, которого многие отвергали, в человека, которого внезапно стали искать все. Эта внезапная перемена может сильно дезориентировать. К счастью, моя жена это заметила и посоветовала мне вынести мусор, что помогло мне обрести некоторую перспективу.

Почти все, кто участвовал в производстве, сочли, что быть частью истории кинематографа глубоко унизительно и меняет жизнь.

Реймс: Это был фильм великого режиссера, которым я восхищаюсь и в котором мне было приятно участвовать.

Траволта: Для меня одно из самых любимых мест — [где я его нашел], поскольку оно возродило мою актерскую карьеру до тех высот, о которых я всегда мечтал. Более того, он соответствовал культовому статусу «Лихорадки субботнего вечера» — подвигу, редко достигаемому в истории кинематографа.

«Криминальному чтиву» исполняется 30 лет: как шедевр Квентина Тарантино спас карьеры, покорил кинофестивали и навсегда изменил кино

ДеВито: Я никогда не предполагал, что эта работа станет настолько значимой и уважаемой. Я смотрел этот фильм бесчисленное количество раз, но не ожидал, что он станет его выдающимся произведением, а это действительно так. Вы все еще можете почувствовать те же эмоции, что и 30 лет назад, посмотрев его завтра.

Мой стандарт оценки фильма заключается в том, сохраняет ли он мой интерес после просмотра многочисленных монтажных работ. Если я устану смотреть еще один монтаж, значит, фильм не пройдет проверку. Однако нет ни одного показа «Криминального чтива», о котором я мог бы сказать, что мне не понравилось смотреть.

Эвэри: «Криминальное чтиво» помогло мне создать семью. Это так просто. Успех фильма позволил мне жить комфортно и посвящать время проектам, над которыми я работал. Более того, знакомство с актерами фильма, Брюсом, Марией и Джоном, — это опыт, которым я глубоко дорожу, потому что искренне восхищаюсь всеми ними троими.

Участие в этом фильме — значительное достижение в моей карьере, как и для всех остальных участников. Проще говоря, если бы газета «Нью-Йорк Таймс» когда-нибудь опубликовала мой некролог, участие в этом фильме наверняка было бы отмечено. Мне посчастливилось продолжать работать 35 лет и зарабатывать на жизнь, и я считаю, что моя работа над «Криминальным чтивом» внесла значительный вклад в такое долголетие в моей карьере.

Гриффин: Вот два момента. Во-первых, всегда немного странно, когда люди спрашивают, не я ли из «Криминального чтива», потому что это не то, что вы обычно ассоциируете со мной. Во-вторых, я ценю, что он указал меня как «Кэти Гриффин играет саму себя». В то время он хорошо знал о моем стремлении к славе и поэтому в качестве доброго жеста написал «Кэти Гриффин» вместо «Женщина номер два» или что-то подобное. Мне показалось это милым и милым прикосновением.

Кристофер Уокен («Капитан Кунс»): Я помню, как был на Мальте, работал в отеле, где была парная. Однажды я вошел и обнаружил внутри уже несколько мужчин. Я успокоился, и тут неожиданно один из них начал декламировать мой диалог из «Криминального чтива». Он знал это наизусть! Остальные начали смеяться, и я понял, что они подражают мне. Этот инцидент продемонстрировал глобальный охват «Криминального чтива», поскольку даже на другом конце света эти люди цитировали строки из фильма.

Рахтман: Я помню, как люди из Дика Дейла очень благодарили меня, потому что это принесло им много денег.

Как киноман, размышляющий об этом кинематографическом шедевре, мои мысли сразу же обращаются к Аманде, более известной как Мэнди П. Я не могу забыть ключевую сцену, где Сэм изящно передает бумажник — культовый бумажник «Плохой ублюдок», который мы все получили. в качестве прощального подарка в конце фильма. Кажется, мой до сих пор где-то спрятан. Эти кошельки «Плохой ублюдок» действительно занимают особое место в наших сердцах, и Сэм обладает сверхъестественным талантом создавать такие продуманные и запоминающиеся сувениры. Последние подарки, которые он преподносит в конце фильма, всегда заслуживают внимания. Действительно, «Плохой ублюдок» отражает суть этого фильма.

«Криминальному чтиву» исполняется 30 лет: как шедевр Квентина Тарантино спас карьеры, покорил кинофестивали и навсегда изменил кино

Смотрите также

2024-10-14 18:19