Роджер Эберт ошибся, назвав «Ночного портье» презренным

Роджер Эберт ошибся, назвав «Ночного портье» презренным

Как киноман, прошедший лабиринт истории кино, я очарован загадочным очарованием «Ночного портье». Этот фильм, который часто неправильно понимают из-за его откровенно сексуального содержания, служит подрывным комментарием о лицемерии и темных аспектах человечества во времена нацистского режима.


Многие считают Роджера Эберта одной из самых влиятельных фигур в кинокритике, а Вернер Херцог называл его «солдатом кино», и он завоевал любовь миллионов людей по всему миру. Однако не все всегда принимали его мнение как непогрешимую истину. Особенно резкую критику он написал в адрес фильма «Ночной портье», которому 1 октября 2024 года исполнится 40 лет. Рецензия Эберта осуждала фильм «Ночной портье» как «мерзкая попытка возбудить нас воспоминаниями об угнетении и мучениях», безусловно, подчеркивает противоречивый характер отношений, изображаемых между бывшим охранником концлагеря и заключенным, находящимся под его командованием.

Спустя 40 лет после его дебюта я все еще считаю фильм Лилианы Кавини «Ночной портье» убедительным исследованием сложных тем. Некоторым это может показаться отвратительным или мерзким, но под поверхностью скрывается более широкая критика нацистского режима. Эта критика включает в себя лицемерие, подавление гомосексуализма и исследование коррупции и отчаяния, которые приходят с властью. «Ночной портье» служит мастер-классом по изучению отношений и жестокости через призму трансгрессии, отражая идею Ницше о взгляде в бездну, которая, как он предполагал, смотрит на нас.

Сложные роли господина и слуги

Роджер Эберт ошибся, назвав «Ночного портье» презренным

Однажды Макс (Дирк Богард), человек, скрывающийся от своего прошлого, когда он работал охранником в высококлассном венском отеле и раньше служил в концлагерях СС, попадает в необычную ситуацию. Он жаждет жизни, столь же незаметной, как робкая мышь в церкви, оторванной от своей бурной истории. Это одиночество на мгновение нарушается, когда Люсия (Шарлотта Рэмплинг), бывшая заключенная лагеря, находившаяся под присмотром Макса, однажды вечером посещает оперное представление. Издалека они ловят взгляды друг друга, отмечая начало значительного изменения в их жизни.

В этой сцене Кавани ловко использует воспоминания, чтобы отразить нашу связь с фильмом, когда мы его свидетели, где Макс внимательно снимает Люсию, пока она ждет в очереди на осмотр в концентрационном лагере. Этот интимный снимок уязвимости Люсии и Макса, принимающего на себя роль режиссера, подчеркивает чувство вуайеризма, которое Кавани хочет, чтобы зрители испытали.

Фундаментальная идея любых садомазохистских отношений предполагает две роли: доминатора (господина) и покорного (слуги). Первоначально эту концепцию представил маркиз де Сад через своих персонажей Жюстин и Джульетту. По сути, все сводится к тому, кто терпит боль и кто ее причиняет. В сценах, показывающих Макса и Люсию в концентрационном лагере, ясно, что Макс занимает доминирующую позицию, а Люсия берет на себя роль покорной.

В этом фильме Макс, ранее военный преступник, оказывается в ситуации, когда ему приходится признать свои прошлые действия. Эта динамика перевернута, поскольку теперь Максу грозит потенциальное судебное преследование, если Лючия решит его предать. Режиссер Кавани представляет эти сложные роли, которые некоторым могут показаться тревожными, но это не первый фильм в своем роде, в котором рассказывается о сложной связи между бывшим надзирателем и заключенным, которые снова встречаются после войны.

Лицемерие нацистского режима

Роджер Эберт ошибся, назвав «Ночного портье» презренным

В 1963 году был снят фильм «Пассажир», хотя официально он так и не был завершен. В этом фильме рассказывается уникальная история о бывшей охраннице концлагеря, которая встретила пассажирку на круизном лайнере. Подобно «Ночному портье», «Пассажир» включает в себя воспоминания и ощутимое сексуальное напряжение, углубляясь в сложную динамику отношений господина и слуги. Момент, который Эберт, возможно, упустил в своем обзоре, заключался в том, как Кавани умело использовал гомоэротический подтекст, чтобы подчеркнуть лицемерие внутри нацистского режима.

Среди военных товарищей Макса есть Берт (Амедео Амодио), который развлекает Макса танцами в его гостиничном номере; Режиссер Лилиана Кавани использует воспоминания, чтобы изобразить тот же танец, происходящий в лагере, где Берт надевает откровенные трусы и густо накрашен. Эта преемственность между бывшими членами СС, которые в нынешней жизни находят удовольствие в подобных вызывающих размышлениях действиях, как и во времена, когда они находились у власти, служит яркой иллюстрацией лицемерия в позиции режима по отношению к гомосексуализму. «На ночь». Выпуск Портер изданием The Criterion Collection, интервью с Кавани еще больше укрепило эту идею, заявив, что она рассматривает СС просто как «творение хореографа».

Интеграция тонкости и подрывной деятельности

Роджер Эберт ошибся, назвав «Ночного портье» презренным

Откровенные сексуальные темы, присутствующие в «Ночном портье», несомненно, заметны и дают резкое изображение садомазохизма и динамики, формируемой властью. Тем не менее, под этим явным содержанием фильм также глубоко углубляется в различные аспекты нацистской эпохи, раскрывая их вопиющее лицемерие.

Бывшие члены СС и их настойчивые усилия сохранить свою роль ложной преторианской гвардии нацистского правительства показаны не только в их постоянном общении друг с другом, но и в второстепенном персонаже, графине Эрике Штайн (изображаемой Ирой Миранда). Эта графиня, хотя и выглядит ослабленной и бессильной, символически олицетворяет Эрику, известную походную песню, исполняемую СС. Интересно, что эта мелодия звучит еще в двух фильмах, связанных с нацистским режимом: «Восстание» и «Список Шиндлера».

В фильме «Ночной портье» нет другого момента, который бы отражал его суть так, как момент, когда Лючия поет в ночном клубе «If I Could Wish for Something», меланхоличную мелодию, выражающую тоску по ностальгии. . Эту сцену часто ошибочно рассматривают как простое возбуждение из-за ее сексуального содержания. Однако, как и другие части фильма, эта сцена слишком тонко разоблачает лицемерие, присущее нацизму.

Как ярый поклонник, я нахожу глубоко ироничным и раскрывающим их противоречивые убеждения то, что некоторые нацисты в настоящее время ценят музыку Фридриха Холландера в открытой обстановке. Это потому, что, как говорит нам история, многие произведения еврейских писателей, художников и интеллектуалов, таких как Холландер, были безжалостно подавлены в первые годы нацистского режима. Подобные примеры подчеркивают лицемерие, присущее их идеологии.

Взгляд на темную сторону человечества

Роджер Эберт ошибся, назвав «Ночного портье» презренным

Аргумент о том, что «Ночной портье» намеренно пытается возбудить и показать сексуальность, подкрепляет идею о том, что его послание часто неверно истолковывается, поскольку, когда сексуальность лишается чувственного подтекста, она трансформируется в исследование динамики власти, во многом подобно роману Пьера Паоло Пазолини. работа в Сало или 120 дней Содома. Однако это не помешало другим фильмам, таким как «Последняя оргия гестапо», «Депортированные женщины из специального отдела СС», а также другим фильмам в жанре нацистской эксплуатации, подражать этому стилю с целью создания шокирующей ценности.

Несмотря на спорный фильм, нельзя отрицать, что Ночной портье – это мощное произведение трансгрессивного искусства. Он предлагает уникальный взгляд на стокгольмский синдром, динамику власти, подчинение и роли, которые люди играют при авторитарном режиме. Искусство, которое заставляет задуматься и пробуждает эмоции у зрителей, имеет важное значение на нашем общем человеческом пути.

Один из ключевых выводов, почерпнутых из игры Шарлотты Рэмплинг и Дирка Богарда, заключается в том, что традиционные роли, такие как хозяин и слуга, доминирование и подчинение, часто не имеют четких границ, как мы могли бы первоначально подумать. Их перформансы предполагают, что трансгрессивное искусство, которым мы занимаемся, всегда должно быть предметом различных интерпретаций и анализа.

Смотрите также

2024-10-04 03:32