Амбиции все еще ругательное слово для женских персонажей? «Хаки» показывают, как меняется это восприятие (гостевая колонка)

Амбиции все еще ругательное слово для женских персонажей? «Хаки» показывают, как меняется это восприятие (гостевая колонка)

Как женщина, которая провела десятилетия, путешествуя по часто коварным водам профессиональных амбиций, я нахожу воодушевляющим и вдохновляющим видеть таких персонажей, как Дебора Вэнс, украшающих наши экраны. Выросшая, наблюдая, как Мэри Ричардс борется с теми же дилеммами, приятно видеть персонажа, который, в отличие от своего предшественника, не уклоняется от озвучивания своих мечтаний и амбиций.


В большинстве телевизионных драм амбиции зачастую оказываются непростой темой для женских персонажей. Например, когда Мэри Ричардс подала заявку на должность секретаря на местной телевизионной станции в Миннеаполисе в «Шоу Мэри Тайлер Мур» в 1970-х годах, во время интервью она неожиданно получила роль ассоциированного продюсера благодаря директору новостей Лу Гранту. Давая ей этот более высокий титул, он мог платить ей меньше, тонко показывая, что женщинам приходится платить за карьерный рост. Сценаристы умело направили Мэри на профессиональный путь, не заставляя ее выглядеть слишком амбициозной и, следовательно, менее женственной. С благодарностью приняв неожиданное повышение, Мэри не стала требовать большей компенсации.

Примерно пятьдесят лет спустя культовая комик Дебора Вэнс, блестяще сыгранная Джин Смарт в фильме «Взломщики», сталкивается с аналогичной дилеммой, когда узнает о возможности обеспечить себе столь желанную должность ведущей ночного ток-шоу. Даже несмотря на обширную карьеру и устойчивую репутацию Деборы, на поверхность выходят сомнения, напоминающие те, что выразила Мэри Ричардс полвека назад.

В третьем сезоне шоу, недавно получившего многочисленные награды «Эмми», персонаж Дебора обсуждает свои давние амбиции на эту должность со своим верным другом и писателем Авой, которую сыграла Ханна Эйнбиндер. В детстве Дебора всегда мечтала об этой работе, потому что ее жестокий отец становился менее враждебным, когда смотрел ночное шоу. Поначалу она не решалась открыто выразить это желание, комментируя: «Женщина не может просто заявить о том, чего она хочет. Это выглядит…» Ее предложение исчезает, когда члены ее команды вставляют фразу «жажда». Однако Ава, которая на 27 лет моложе Деборы, не несет тех же общественных ожиданий и призывает Дебору открыто говорить о своей мечте, признать ее личную значимость и смело идти к работе.

Вдохновленная словами и поведением Авы, Дебора смело выражает свое желание получить эту должность. Она подтверждает это, с уверенностью заявляя: «Я считаю, что я наиболее подходящий кандидат на эту роль.

Амбиции все еще ругательное слово для женских персонажей? «Хаки» показывают, как меняется это восприятие (гостевая колонка)

В третьем сезоне «Шоу Мэри Тайлер Мур» я столкнулся с трудностями на своем рабочем месте, в отделе новостей WJM-TV. Именно тогда я, Мэри, набралась смелости заняться вопросом обновления формата наших выпусков новостей и поставила на место Теда Бакстера, нашего часто раздражающего босса Лу, когда он настойчиво мешал моим редакционным статьям в эфире своими бессмысленными комментариями. Как одинокой женщине в этом вымышленном отделе новостей, мне часто приходилось самостоятельно ориентироваться в подобных ситуациях, за исключением редких выступлений Бетти Уайт в роли Сью Энн Нивенс, кокетливой ведущей шоу «Счастливая домохозяйка».

Преклонный возраст Деборы повышает важность поиска для нее ночной работы. Эта возможность кажется ей решающей, поскольку она понимает, что, возможно, это ее единственный оставшийся шанс осуществить мечту, которую она мечтала долгое время. В свои семьдесят она понимает, что время ускользает и, возможно, это последний момент, когда она сделает значительный шаг вперед. Для Деборы сейчас или никогда, и она знает, что на нее оказывается давление.

Эта ситуация необычна для телевизионных комедий, поскольку в ней присутствует женский персонаж старше 70 лет, который смело выполняет роль, которая исторически была связана с мужчинами и находилась в центре внимания общественности. Данные последнего исследования Boxed In, проведенного Центром изучения женщин на телевидении и в кино, показывают, что только 5% всех женских персонажей на телевидении — женщины старше 60 лет.

Когда Дебора решает осуществить свою мечту, она стратегически объединяет свою команду и отправляется в путь, чтобы закрепить за собой позицию, реализуя ряд действий, призванных повысить ее известность и возможности получить работу. Приятно следить за тем, как она изящно маневрирует во время встреч с руководителем сети, аффилированными лицами и даже главой компании, которая управляет сетью.

Дебора Вэнс предлагает необычный, но свежий взгляд на то, как авторы могут изображать пожилых женщин как значимых и заметных фигур. Что отличает Дебору от других, так это не только ее решимость оставаться активной в этой области, но и ее стремление осуществить мечту всей жизни. Богатство ее характера проистекает из ее обширного жизненного опыта.

Когда Мэри Ричардс игриво подбросила свой берет во время вступительной части своего новаторского шоу, она проложила путь к более аутентичным изображениям женских персонажей на телевидении, превратив работу из второстепенной в значимую в жизни вымышленных телевизионных женщин. Спустя годы образ Смарта еще больше расширяет устремления, которые могут питать женские персонажи, не только продлевая продолжительность их профессиональной жизни, но и демонстрируя, что целеустремленность, мастерство и решительность являются вневременными привлекательными качествами для женщин, независимо от возраста.

Как страстная киноманка, я — доктор Марта М. Лаузен, основательница и руководитель Центра изучения женщин на телевидении и в кино при Университете штата Сан-Диего. На протяжении многих лет мои исследования были посвящены представлению женщин на экране и возможностям трудоустройства за кулисами в сфере телевидения и кино.

Смотрите также

2024-09-14 23:17