Рецензия на фильм «Судан, помни нас»: коллективную надежду нельзя сокрушить в захватывающем документальном фильме

Рецензия на фильм «Судан, помни нас»: коллективную надежду нельзя сокрушить в захватывающем документальном фильме

Как заядлый киноман, путешествовавший по кинематографическим ландшафтам мира, я глубоко тронут и впечатлен фильмом «Судан, помни нас». Этот фильм — не просто свидетельство стойкости и духа нации, но и маяк надежды, который сияет даже в самые мрачные времена.


В документальном фильме «Судан, помни нас» режиссер Хинд Меддеб берет на себя сложную миссию. Она стремится рассказать о четырех поворотных годах в истории Судана с точки зрения горстки молодых людей. В этот период 30-летняя диктатура была свергнута народным восстанием, но впоследствии эта революция была захвачена военными лидерами нации. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на более широких политических событиях, Меддеб предлагает более глубокое понимание — созерцательное и сострадательное изображение того, как коллективный оптимизм может активизировать целое поколение.

Как любитель кино, я с нетерпением жду возможности увидеть фильм «Судан, помни нас» из первых рук, дебют которого в Северной Америке состоится на Международном кинофестивале в Торонто. История разворачивается посредством голосовых сообщений, которыми обмениваются режиссер Меддеб и ее подданные после разрушительной войны в марте 2023 года. Изначально эти голоса нам незнакомы, но их эмоции — отчаяние и надежда, остро сосуществующие, когда они подтверждают свое выживание — сразу же резонировать. Тот факт, что конфликт в Судане продолжается почти 18 месяцев спустя, усиливает горечь этих первоначальных разговоров. Однако этот фильм не посвящен продолжающейся борьбе. Вместо этого он переносит нас обратно в 2019 год, время, когда значительные преобразования казались правдоподобными.

Меддеб объединяет три ключевые сюжетные линии, чтобы рассказать эту историю. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на каждом персонаже индивидуально, она переплетает их путешествия на основе общих тем. Первоначально это была революция, сосредоточенная вокруг поэзии и художественного выражения. Впоследствии оно возникло как феминистское движение, многие из его влиятельных фигур были молодыми женщинами, стремившимися к свободе от репрессивной патриархальной системы. Наконец, эта революция началась как тихие личные устремления, но вскоре переросла в громкие коллективные требования в общественной сфере благодаря сотрудничеству и солидарности между участниками.

В начале своего вступительного слова Меддеб признает Судан страной, богатой литературой. Поэтому неудивительно, что ее камера умело улавливает поэтическую ритмику, присущую ее стихам. Она часто снимает, как молодые революционеры читают друг другу стихи, отдавая дань уважения своим литературным предкам. Их стихи одновременно непосредственны и отражают их обстоятельства, но при этом они черпают вдохновение у тех, кто возглавлял прошлые восстания в 1960-х и 1980-х годах. Эти примеры полны разочарования, но они также показывают решимость и стойкость этих молодых людей, стремящихся к лучшему миру, который они видят для себя. Фоном служит жаждущая трансформации толпа, ее песнопения, свист и даже стук камней об асфальт составляют музыку их сопротивления.

Отойдя от пульсирующих сцен, я погружаюсь в непринужденные беседы между Меддебом и редактором Глэдис Жужу, добавляя глубину сюжетной линии. Эти разговоры, происходящие в кафе, домах или на городских улицах, являются постоянным фоном фильма. Умелое редактирование плавно вплетает эти диалоги в более широкую тематическую картину, затрагивающую права женщин, религиозные проступки и, что наиболее важно, их видение Судана. Камера также передает уникальное очарование Хартума, подчеркивая его богатую историю, которая воспитала таких красноречивых, умных людей, придав городу особую индивидуальность.

В июне 2019 года сидячая забастовка мирных протестующих была силой разогнана военными, разрушив все большие надежды. Меддеб безжалостно представляет тревожные кадры с камер телефонов, запечатлевшие акты пыток и запугивания; в повествовании также раскрываются случаи убийств и тюремного заключения. Однако даже несмотря на это сокрушительное поражение, стремление людей к светлому будущему остается устойчивым. Именно эта мощная решимость делает «Судан, помни нас» вдохновляющей историей о непоколебимой коллективной выносливости.

В нежном письме Меббеба Судану, его народу и его традициям в конце, кажется, есть небольшое разногласие. Удивительно, но в фильме, в котором упор делается на арабский язык и особый суданский диалект, в финальных титрах звучит французская песня – язык, незнакомый большинству суданских граждан. Тем не менее, среди нынешних потрясений на их родине из-за войны, голода и перемещения миллионов людей, этот фильм представляет собой проблеск более светлой эпохи не так давно. Это можно рассматривать как знак наступления лучших времен, за что можно держаться, пока кризис не утихнет.

Смотрите также

2024-09-12 04:16