В острой политической драме «Я все еще здесь» Уолтер Саллес делает срочное предупреждение: «Страна без памяти — это страна без будущего»

В острой политической драме «Я все еще здесь» Уолтер Саллес делает срочное предупреждение: «Страна без памяти — это страна без будущего»

Как опытный кинокритик, корни которого глубоко укоренились в богатой и яркой почве бразильского кино, я имел огромное удовольствие наблюдать за эволюцией этого вида искусства на моей родине. Тем не менее, немногие фильмы оставили во мне такой неизгладимый след, как последний шедевр Уолтера Саллеса «Я все еще здесь».


Воспоминания о жилище семьи Пайва в Рио-де-Жанейро, всего в нескольких шагах от пляжа, навсегда остались в моей памяти, Уолтер Саллес. Место было открытым и привлекательным, с никогда не закрывавшимися дверями и воротами, окнами, пропускавшими солнечный свет и морской бриз. Он был наполнен музыкой, танцами, собраниями, дискуссиями и новаторскими мыслями. Однако эта оживленная атмосфера была разрушена в 1971 году, когда Рубенс Пайва, бывший конгрессмен, ставший инженером, был схвачен властями (непонятно, полицией или военными) для допроса, пыток и, в конечном итоге, его трагической смерти. Это трагическое событие поставило Юнис, его жену и их пятерых детей перед сложной задачей собрать воедино фрагменты и найти ответы в стране, которая семь лет находилась в условиях военного режима, который продлится еще семь лет.

По словам Саллеса, который часто посещал его в юности, в этом доме царила яркая энергия, которая всех очаровывала. В один роковой день, по возвращении, мы обнаружили, что ставни закрыты, а снаружи стоит полиция. Удивление было ощутимым.

Саллес, известный бразильский режиссер, посвятил значительную часть своей карьеры изображению постепенного, иногда вялого пути своей страны к демократии в таких фильмах, как «Центральный вокзал». Однако «Я все еще здесь», повествующая о трудных временах в жизни семьи Пайва, возможно, является его самой интимной работой, учитывая его тесные связи с этими людьми во время его воспитания. Этот фильм, свидетельство его мастерства, также служит острым предупреждением об угрозах, исходящих от авторитаризма. Фильм получил признание на Венецианском кинофестивале, где критики высоко оценили роль Юнис в исполнении Фернанды Торрес как потенциально достойную Оскара. Его покажут на кинофестивале в Торонто в этом году, а осенью последует отечественный релиз Sony Pictures Classics.

Как кинокритик, я почувствовал себя вовлеченным в тонкость шедевра Фернандо Мейреллиша, где изменчивая тема была рассмотрена сдержанной рукой. В отличие от некоторых режиссеров, которые, возможно, предпочли бы драматические крупные планы или интенсивные движения камеры, чтобы нагнетать напряжение, Мейреллес выбрал более аутентичный путь. По его собственным словам: «Я не стремился преувеличивать эмоции; я хотел быть искренним.

Он тщательно исследует тайну исчезновения Рубенса, сопровождая своих родителей, братьев и сестер во время их неторопливых летних дней на пляже, после обеда в кафе-мороженом и общественных мероприятиях, где знаменитое суфле Юнис было обязательным. «Очень важно позволить жизни развиваться естественным образом», — объясняет Саллес. «Сначала я хочу погрузить вас в чувственный опыт пребывания в семье.

Цель заключалась в том, чтобы прояснить, сколько радости было угашено, когда Рубенс «исчез». Чтобы помочь актерам войти в правильное эмоциональное состояние, он снимал картину в хронологическом порядке. Это был логистический кошмар для фильма, снятого на натуре, поскольку изменения погоды или доступности часто приводят к необходимости снимать вещи вне последовательности. «Это позволило мне войти в шкуру моего персонажа», — говорит Торрес. «У вас была солнечная часть фильма с детьми, вечеринками и друзьями. Потом все это отнимается, и тебя наполняет чувство утраты. У меня было такое чувство, будто я, Фернанда, испытала это».

Саллес посоветовал Торрес преуменьшить горе и беспокойство Юнис, подчеркнув, что ее персонаж должен сохранять самообладание ради своих малышей. «Она молчит», — отмечает Торрес. «Она не может просто сходить с ума. Она не может позволить себе роскошь жалости к себе. Тем не менее, в ее поведении есть глубокая значимость. Когда с ней происходило что-то огорчительное, она сохраняла спокойствие. Она улыбалась. Она не выдавала ее боль.

Первоначально в начале фильма Пайвы были умеренно обеспеченными. Однако исчезновение Рубенса вызвало у них значительную финансовую нестабильность. Поскольку бразильским чиновникам потребовались десятилетия, чтобы выдать свидетельство о смерти Рубенса, Юнис не смогла получить доступ к средствам своей семьи и была вынуждена продать все свое имущество и начать все заново. В конце концов, она вернулась к образованию и специализировалась в области права прав человека.

«Ее путешествие совпало с путешествием Бразилии, стремившейся переопределить себя», — говорит Саллес.

Поездка продолжалась на протяжении всех бурных семи лет, пока Саллес усердно работал над сценарием, а затем монтировал фильм. Этот этап совпал с тем, что Жаир Болсонару, потенциальный правый авторитарный лидер, получил пост президента, но был свергнут четыре года спустя в результате закрытых выборов против Луиса Инасио Лулы да Силвы. Сцены, поразительно похожие на беспорядки 6 января, развернулись, когда сторонники Болсонару вторглись в административные здания Бразилии, подогреваемые его обвинениями в фальсификациях на выборах.

Отправляясь в это кинематографическое путешествие, я сначала полагал, что мы просто возвращаемся к старой сказке, но по мере развития истории стало очевидно, что это всего лишь зеркало, отражающее наше нынешнее время. Очень важно помнить события прошлого. Кино в своей мощной форме может служить инструментом, позволяющим бросить вызов этим могущественным силам и противостоять им, помогая нам избежать забывчивости. Нация, лишенная памяти, — это нация, лишенная надежды на будущее. — Ваш скромный кинокритик.

Смотрите также

2024-09-07 21:17