Венецианские документальные фильмы пытаются объяснить российскую «историческую, трансформирующую, апокалиптичную» войну на Украине

Венецианские документальные фильмы пытаются объяснить российскую «историческую, трансформирующую, апокалиптичную» войну на Украине

Как кинокритик с обширным опытом анализа конфликтов и их влияния на общество, я считаю, что «Русские на войне» и «Земля красная» являются глубоко проницательными документальными фильмами, которые предлагают уникальный взгляд на продолжающийся конфликт в Украине. Хотя некоторые могут усомниться в сочувственном изображении русских солдат в фильме Трофимовой, я считаю, что крайне важно гуманизировать людей, которых часто сводят к простой статистике в дискуссиях о войне.


Когда российские войска вторглись в Украину на рассвете 24 февраля 2022 года, режиссер-документалист Ольга Журба испытала непреодолимое чувство надвигающейся гибели, которая предполагала конец жизни, какой она ее знала. Ее немедленным ответом было схватить камеру и отправиться на улицы Киева, чтобы запечатлеть разворачивающиеся события. «Я понял, что мне нужно быть здесь, в самом сердце этой исторически значимой, преобразующей и апокалиптической эпохи в Украине», — поделился Журба с EbMaster

Примерно в 200 милях отсюда Анастасия Трофимова — российско-канадский кинорежиссер, время от времени работавшая продюсером новостей в московском офисе Канадской радиовещательной корпорации — снимала отрывок недалеко от российско-украинской границы. Внезапно до них дошли новости о вторжении. Несмотря на это, ее команда продолжала вести прямую трансляцию с балкона отеля, в то время как Трофимова удалилась в свой номер, ошеломленная и встревоженная неожиданным поворотом событий, который Путин назвал «специальной военной операцией».

Прошло время, и она проснулась с ощущением, будто вся ее жизнь, самоощущение и личность разбились на куски. Все убеждения, которые ей были дороги, казалось, были отброшены, выброшены как мусор. Режиссер объясняет это ощущение. Позже она также начала снимать сцены, изображающие войну с точки зрения тыла. Вскоре после этого она присоединилась к подразделению российской армии, рассказав из первых рук о солдатах, сражающихся в войне Путина на передовой.

Через два года второй фильм Журбы — «Песни медленно горящей земли» и фильм Трофимовой «Русские на войне» одновременно дебютируют на Венецианском кинофестивале вне основного конкурса. В совокупности эти документальные фильмы представляют собой мощное изображение конфликта, который продолжается уже почти 1000 дней, и в то же время подчеркивают, как тяжелые потери войны несправедливо ложатся на плечи тех, кто стал невольными жертвами неоправданного враждебного акта России.

Накануне фестиваля Журба, которая недавно представила свой дебютный фильм «Снаружи» на CPH:DOX и Hot Docs, поговорила с EbMaster из Киева на фоне волнений, последовавших за российским вторжением. Первые дни в Украине она вспоминала как неорганизованные и запутанные. Однажды утром, прибыв на главный железнодорожный вокзал Киева, она столкнулась с масштабной эвакуацией, в основном женщин и детей, пытавшихся покинуть страну. «Сцена, свидетелем которой я стала, отражала смятение, которое я чувствовала внутри», — сказала она. «Я видел, как мои собственные эмоции отражались в людях вокруг меня».

На ранних этапах военного наступления России, когда росли опасения, что Киев может быть захвачен, а Украина может оказаться под властью врага, начался значительный мобилизационный процесс: он включал эвакуацию наиболее подверженных риску людей, службу на передовой, организацию медикаменты и другие необходимые ресурсы для солдат и добровольцев, сражающихся на поле боя.

Со временем, когда наступление России было остановлено и конфликт превратился в суровую правду для бесчисленного количества украинцев, Журба обнаружила, что ей хочется рассказать о том, как борьба стала формировать их повседневную жизнь. «Я почувствовала побуждение и желание изобразить эту социальную трансформацию, адаптирующуюся к войне», — объясняет она. «Где проходит граница нашего восприятия разрушения, конфликта, смерти? Где заканчивается наша адаптация к этому?»

Через 7 лет после переезда в Канаду в возрасте 10 лет Трофимова вернулась в Москву и увидела появление тревожно знакомой, но тревожной версии нормальности. Это произошло из-за пропагандистского влияния Кремля, который курировал сюжетную линию о войне, скрывая ее суровую реальность и человеческие жертвы от простых россиян. Шло время, когда репрессивные законы и жестокие подавления подавляли зарождающееся антивоенное движение, режиссер наблюдал за созданием альтернативной реальности, призванной поддержать военные усилия России.

Венецианские документальные фильмы пытаются объяснить российскую «историческую, трансформирующую, апокалиптичную» войну на Украине

По словам Трофимовой, во время гастролей по России создается впечатление, что конфликта не происходит. Люди продолжают свою повседневную жизнь, кафе открыты, все работает в обычном режиме. Будучи опытным корреспондентом, освещавшим конфликты в Сирии, Ираке, Демократической Республике Конго и других регионах, режиссер сопровождал российскую воинскую часть и отправился на фронт, чтобы бросить вызов этому чувству спокойствия, а также попытаться понять, что мотивирует солдат. воюют с Украиной и жертвуют своими жизнями

В заявлении режиссера Трофимова отмечает, что «страдания войны ощущаются повсеместно», но, как показывают оба фильма, эта боль распределяется неравномерно. Пронзительный документальный фильм Журбы изображает страну, опустошенную российскими солдатами и бомбардировками, где целые города и деревни превращены в руины, а выжившие пытаются восстановиться. Многие из бесчисленных неопознанных жертв, извлеченных из-под обломков или найденных на поле боя, похоронены в братской могиле, а их скромные могилы украшены деревянным крестом и надписью: «Временно Неизвестный Защитник Украины». Разрушения, нанесенные стране, были тотальными. Несмотря на любые возникающие трещины в российской экономике, отягощенной беспрецедентными международными санкциями, или в обществе, которое становится все более критическим, хотя и не всегда открыто, к военным усилиям Путина, Россия как нация остается нетронутой. У участников конфликта есть дома и семьи, куда они могут вернуться.

Портрет русских солдат Трофимовой преимущественно сострадателен, что некоторым может показаться чересчур сопереживающим, как признает сама кинорежиссер. Документальный фильм под названием «Русские на войне» пытается очеловечить множество одноразовых и заменяемых личностей в непреклонном военном аппарате Кремля. Трофимова рассказывает, что многие солдаты, участвовавшие в путинском конфликте, были обмануты правительственной пропагандой, вынуждены служить или соблазнены – будь то идеалистическими заблуждениями или иллюзией отсутствия зарплаты – участвовать в войне, обоснование которой мало кто может сформулировать. Один солдат просто заявляет: «Был приказ. Мы вошли».

Приведенные оправдания вряд ли смогут убедить миллионы украинцев, чьи жизни были разрушены или разрушены действиями Путина, а некоторые могут даже усомниться в причинах, по которым команда программистов в Венеции включила в свой официальный список «Русских на войне». (Фестиваль не ответил на запрос EbMaster о разъяснении процесса принятия решений.) Со своей стороны, Трофимова создавала этот фильм под значительным личным риском; Когда продюсеры консультировались с московскими юристами, по словам режиссера, один из них подготовил список потенциальных уголовных нарушений, связанных с «Русскими на войне», объемом почти в три страницы. «Мы не уверены, какая будет реакция [после премьеры]», — говорит Трофимова.

Фильмы не дают представления о том, куда пойдет конфликт дальше или что останется после него; вместо этого историкам, возможно, придется интерпретировать еще одну ненужную, злополучную войну, которая оставила нас в состоянии боли и травм. Журба признает, что сейчас нам не хватает времени и возможностей созерцать эти страдания. Вместо этого мы заняты реагированием и адаптацией. Мы пока не можем полностью осознать, проанализировать, поразмышлять над этим и исцелиться.

Разрешение этой сложной ситуации кажется далёким, поскольку продолжающийся конфликт между двумя странами не показывает никаких признаков утихания. Однако, учитывая их общую историю, культуру и географические обстоятельства, конфронтация этих стран неизбежно на горизонте. Как говорит Журба: «Мы не можем уничтожить эту страну или переехать в другое место». По словам Трофимовой, «Россия не исчезает».

Смотрите также

2024-09-05 17:28