Обзор «Конклава»: Рэйф Файнс, выглядя замученным, ведет напряженные поиски нового Папы

Обзор «Конклава»: Рэйф Файнс, выглядя замученным, ведет напряженные поиски нового Папы

Как человек, который провел значительную часть своей жизни, перемещаясь по лабиринтам религиозных учреждений, я нашел «Конклав» захватывающим и заставляющим задуматься исследованием динамики власти внутри католической церкви. Изображение в фильме внутренней работы Ватикана во время выбора нового Папы напоминает политическую интригу, которая разворачивается в священных залах Конгресса или Белого дома.


Если вам сложно предсказать американские президентские выборы, просто подождите, пока не увидите неожиданные повороты событий в Ватикане во время «Конклава», когда кардиналы собираются, чтобы избрать нового Папу. После тяжелой драмы «На Западном фронте без перемен» режиссер Эдвард Бергер бросает новый вызов этой интеллектуальной, напряженной истории, напоминающей тайну убийства. Действие разворачивается в пределах Domus Sanctae Marthae, где изолирована Коллегия кардиналов, но нет никаких подозрений в нечестной игре в смерти предыдущего Папы. Вместо этого, когда они преодолевают сложности выбора нового духовного лидера, на поверхность выходят политические интриги и личные амбиции.

Тем не менее, спекуляции продолжаются, поскольку потенциальные преемники или лидеры, такие как Рэйф Файнс, Стэнли Туччи и Джон Литгоу, украдкой маневрируют, пытаясь закрепить свои позиции. Однако «Конклав», похоже, согласен с высказыванием Платона: «Только те, кто не желает власти, могут по-настоящему обладать ею», представляя группу кандидатов, демонстрирующих скромное британское смирение, наряду с другими, которые планируют подорвать позиции своих конкурентов.

Когда вы считаете, что прекрасно понимаете сюжетную линию, «Конклав» делает неожиданный, но полезный поворот, шаг, который может возродить доверие (хотя, возможно, не для всех, но определенно для тех, кто потерял надежду). Как правило, фильмы, посвященные ныне живущим папам, например фильмы Джанфранко Рози, Вима Вендерса и Евгения Афинеевского о Папе Франциске в последнее время, нацелены на преданных последователей. С другой стороны, фильмы, изображающие переход папской власти, находят более широкий отклик, особенно среди тех, кто ищет подтверждения своим подозрениям относительно мелочности и коррумпированности курии.

Исторически сложилось так, что католическая церковь имеет опыт выбора сомнительных личностей на посты пап, и неудивительно, что некоторые кандидаты в этой истории могут быть коррумпированными, аморальными или расистскими. Все они мужчины, что отражает стойкий сексизм церкви, несмотря на то, что другие религии приветствуют женщин-лидеров. Этот гендерный дисбаланс признается в повествовании такими персонажами, как Харрис, Бергер и сценарист Питер Строган (известный по адаптации «Тинкер-Портной-солдат-шпион»). Фильм «Конклав» пытается исправить эту проблему, показывая Изабеллу Росселлини в роли сестры Агнес, персонажа, который хранит молчание на протяжении большей части фильма, но знает, когда высказаться.

В этой истории персонаж Файнса, кардинал Лоуренс, оказывается обремененным сложной обязанностью собрать этих решительных людей для решающего голосования. Как председатель судебного заседания он делает это неохотно, ожидая, что его вскоре переведут из Ватикана, где он в настоящее время является кардиналом. Файнс тонко, но ярко изображает внутреннее смятение Лоуренса, разрывающегося между преданностью и неуверенностью. В секретных беседах с кардиналом Беллини (Туччи), которого считают возможным папой и за которого он постоянно голосует, он признается в своем личном кризисе веры. Он обнаруживает, что даже у покойного папы были сомнения, но вместо этого они касались будущего церкви.

Несмотря на то, что сериал напоминает триллер с его дезориентирующими фрагментами и интенсивной струнной музыкой, что действительно очаровывает зрителей, так это исследование сложной организации, которой руководят такие люди, как Папа Бенедикт XVI, бывший член Гитлерюгенда, и Папа Иоанн Павел II, принимавший участие в сокрытии случаев сексуального насилия. Сценарий Строгана признает эти проблемы, и, хотя он, возможно, и не содержит глубокого философского дискурса, найденного ранее в «Двух Папах», он все же выражает – используя не менее четырех языков, включая латынь – то, как церкви необходимо адаптироваться, чтобы оставаться актуальной в условиях быстро меняющийся мир. Бенитес (Карлос Диц), скромный кардинал из Кабула, служит маяком просвещения для других персонажей.

Один уникальный фильм, «Конклав», умело держит зрителей в напряжении, в то же время включает в себя небольшие сюрпризы, такие как устойчивый рост персонажа с каждым подсчетом голосов. Однако мы не можем не задаться вопросом, откуда берет начало поддержка этого персонажа. В центре фильма главным образом горячие дебаты между либеральным и консервативным крылом церкви, в ходе которых Лоуренс пытается разобраться со своими моральными компасами. Некоторые из его коллег отдали свои голоса за Лоуренса, который смиренно отвергает его достоинства. Тем не менее, он призывает кардиналов выбирать человека, который признает свои ошибки и ищет прощения, а не того, кто притворяется безупречным.

Бергер, кажется, очарован величием и традициями процесса голосования, который происходит в Сикстинской капелле или в аутентичной копии, построенной на сценах Чинечитты. Режиссер уделяет большое внимание деталям, показывая, как голоса пишутся, складываются и торжественно помещаются в большую серебряную урну, а затем подсчитываются, переплетаются и сжигаются. Толпа (которая остается невидимой) наблюдает за происходящим из-за стен, сосредоточив взгляд на дымоходе над Сикстинской капеллой. Темный дым означает, что кардиналы еще не пришли к консенсусу. И наоборот, когда дым становится белым, это означает, что был выбран новый Папа.

На этом воображаемом собрании в Ватикане кардиналы смотрят через окна и становятся свидетелями клубов дыма на улицах города – тревожное отклонение от обычной торжественности. Оказывается, террористы взрывают автомобили на площади перед домом, подчеркивая серьезность решения кардиналов. Учитывая национальность Бергера, вполне вероятно, что он размышлял о последствиях «Конклава» для американской политики на данном этапе. В этой ситуации кардиналы оказываются окруженными раздором и стоят перед выбором: способствовать единству или ответить ненавистью. Несмотря на периодическое уныние персонажа Файнса, разворачивающиеся непредвиденные события кажутся почти предопределенными, как ответ на молитву.

Смотрите также

2024-08-31 09:16