Рецензия на «Рифеншталь»: новый портрет Лени Рифеншталь рассматривает вопрос: был ли режиссер замешан в преступлениях нацистов?

Рецензия на «Рифеншталь»: новый портрет Лени Рифеншталь рассматривает вопрос: был ли режиссер замешан в преступлениях нацистов?

Погружаясь в запутанную и сложную жизнь Лени Рифеншталь, я сталкиваюсь с множеством эмоций, как при просмотре мастерски снятого фильма. С одной стороны, ее работы, несомненно, завораживают, демонстрируя беспрецедентное художественное видение, выходящее за рамки времени и культуры. Но, с другой стороны, контекст, в котором она создавала эти работы, оставляет у меня неприятный привкус во рту.


Почти 90 лет назад Лени Рифеншталь, известный и исключительно талантливый кинорежиссер, известный своей работой с нацистами, создала свои самые известные документальные фильмы «Триумф воли» (1935) и «Олимпиада» (1938). Примечательно, что она дожила до 101 года и скончалась в 2003 году. Дебаты о ее творчестве начались более шести десятилетий назад, но по-настоящему набрали силу в середине 1970-х годов, когда Сьюзен Зонтаг опубликовала свое влиятельное и критическое эссе под названием «Увлекательный фашизм». «

С тех пор продолжаются жаркие дебаты вокруг того, что можно было бы назвать «дилеммой Рифеншталь». Эта проблема продолжает вызывать резонанс, как и сам вопрос, и отказывается исчезать. Дилемма такова: оправданно ли называть этого нацистского режиссера пособником нацистов? Учитывая ее тесные отношения с Гитлером, для которого она снимала фильмы, не может быть никаких сомнений в том, что на каком-то уровне она сотрудничала со злом. Однако обстоятельства ее действий сложны. Каково было ее истинное понимание ситуации? Что именно она знала о зверствах, творимых нацистами?

Дискуссии вокруг Лени Рифеншталь появлялись в многочисленных книгах, статьях, телевизионных дискуссиях, критике Зонтаг и увлекательном трехчасовом документальном фильме «Чудесная, ужасная жизнь Лени Рифеншталь» 1993 года. Эта тема остается дебатами , постоянная загадка, которая отказывается исчезнуть. Несмотря на то, что многие люди уверены в ее виновности, вокруг вопроса Рифеншталь всегда возникало больше спекуляций, чем конкретных доказательств.

Документальный фильм немецкого режиссера Андреса Вейля «Рифеншталь», премьера которого состоялась сегодня на Венецианском кинофестивале, одновременно ценен и увлекателен. Оно служит глубоким размышлением о самой Рифеншталь – ее жизни, ее искусстве, дебатах вокруг ее вины. Одна из его ключевых сильных сторон заключается в способности вызывать воспоминания о том, насколько загадочной, заставляющей задуматься и слегка опасной она была как личность.

Первоначально она сделала себе имя как киноактриса, воплотив похожую на пикси Гарбо и изобразив идеализированный тевтонский образ физического и духовного атлетизма в горных фильмах Арнольда Фанка, во время которых она была запечатлена на камеру, поднимающейся на настоящие горы. Позже она поднялась по лестнице кинематографической власти и стала, по крайней мере до тех пор, одной из самых влиятельных женщин-режиссеров, которых когда-либо видел мир, используя свою волнообразную эстетику для выражения женской силы, напоминающей хаотическую энергию в «Триумфе кино». Воля».

Спустя четыре десятилетия после ее появления, когда вы видите, как она взрывается от гнева во время ток-шоу, по-видимому, отвергая обвинения против нее как необоснованную клевету, она создает атмосферу драмы, напоминающую стойкий тлеющий уголек. Возникает вопрос: действительно ли Рифеншталь убеждена в том, что она говорит? Может ли это быть правдой? Или она стерла свое прошлое и всем сердцем приняла «правду», которой вынуждена поделиться? Или она просто исключительно опытная актриса, манипулирующая ситуацией?

Вейль получила разрешение покопаться в частных архивах поместья Рифеншталь, тем самым открыв публике огромный массив ранее не публиковавшихся материалов: фотографии, личные дневники, записи ее телефонных разговоров. Этот уникальный доступ также позволил ему тщательно изучить ее самооценку, о чем свидетельствуют ее организационные навыки. На следующих изображениях Рифеншталь изображена в присутствии Гитлера: она выглядит веселой и пожимает руки. Сюда включены письма, которые она написала лидеру, хроника ее отношений с Йозефом Геббельсом, пресловутым нацистским министром пропаганды, который пытался завоевать ее расположение и даже совершил нежелательное сексуальное домогательство в своей квартире. Также имеются записи их телефонных разговоров. Более того, есть свидетельства ее тесной дружбы с Альбертом Шпеером, известным нацистским архитектором.

Несмотря ни на что, «Рифеншталь» представляет собой фильм, который намекает, подразумевает, а иногда и предлагает поразительные доказательства. Критики, которые относятся к ней негативно, часто утверждают: «В конце концов, она была союзницей Гитлера. Ее фильмы прославляли нацистские идеалы. Она была свидетельницей всего этого. Как можно не делать выводы?»

Однако это никогда не было так просто. «Триумф воли», ее самый скандально известный фильм, представлял собой визуально гипнотическую запись съезда нацистской партии 1934 года, проходившего в Нюрнберге и на котором присутствовало более 700 000 сторонников нацистов. Как фильм он охватывает идеологическую метафизику тоталитарного восторга (фетишизм красоты, идеализация толпы). Однако вопрос Рифеншталь не является извинением: сколько людей, даже в высших эшелонах Германии, знали в 1934 году, что собирался делать Гитлер? (Ванзейская конференция, на которой были определены детали окончательного решения, состоялась в 1942 году.)

Лени Рифеншталь, опытный политический деятель, была знакома с Гитлером и знала, как завоевать его расположение. Она могла ориентироваться в динамике власти, как в танце на цыпочках. Поскольку Гитлер финансировал ее фильмы, он, по сути, выполнял для нее функции руководителя студии. Рифеншталь умела льстить и убеждать его, но специфика их разговоров остается неизвестной. Вопрос о том, что она на самом деле поняла, также неуловим. В своем эссе «Захватывающий фашизм» Сьюзан Зонтаг попыталась определить главный проступок Рифеншталь в ее фильмах. Она признавала их художественное мастерство, но утверждала, что они несут в себе испорченные гены фашистского искусства. Хотя это может быть эстетически верно, это не обязательно означает, что Рифеншталь была соучастницей злодеяний нацистов. Стоит отметить, что даже после Второй мировой войны Соединенные Штаты нанимали бывших нацистов для помощи в разработке своей космической программы, и этот факт вызывает вопросы об ответственности. Делает ли это Джона Кеннеди более виновным, чем Лени Рифеншталь?

За десятилетия до своей смерти Рифеншталь последовательно защищала себя с твердой убежденностью. В документальном фильме «Рифеншталь» использованы обширные кадры из трех архивных источников: интервью, которое она дала в Канаде для канала CBC в 1965 году, ее появления на немецком ток-шоу в 1976 году и фильма «Чудесная, ужасная жизнь Лени Рифеншталь». Когда мы смотрим эти клипы, которые включают в себя откровенные отрывки, в которых она бросает вызов своим интервьюерам, мы погружаемся в ее боль, ее непоколебимую гордость и умные аргументы, которые она использовала, чтобы оправдать себя. На немецком ток-шоу она заявила: «В то время я не могла предсказать, что произойдет. Как и миллионы других». (В это число она включает Уинстона Черчилля, который восхищался Гитлером в 1935 году.)

В сущности, правильно ли говорить, что «Рифеншталь», несмотря ни на что, таила в себе скрытого Люгера (символизировавшего ее преданность)? Хотя нельзя отрицать, что Рифеншталь в 30-е годы была ярой сторонницей нацистского режима, в фильме есть важная сцена, которая представлена ​​с двух противоположных точек зрения. В сентябре 1939 года, когда началась Вторая мировая война, рейхсканцелярия поручила Рифеншталь снять на видео кампанию Вермахта — вторжение Германии в Польшу. Это был ее первый опыт войны, и, оказавшись на месте происшествия, она попросила освободить ее от своих обязанностей.

Однако стоит отметить, что более поздние интерпретации работ Рифеншталь предполагают, что она могла наблюдать или даже косвенно участвовать в зверствах нацистов. Это основано на инциденте, когда она попросила переместить группу евреев, которых заставляли рыть траншею, ради кадра камеры. К сожалению, эти люди впоследствии были убиты. В фильме подразумевается, что Лени Рифеншталь была причастна к геноциду, и это утверждение, по моему мнению, требует тщательного изучения и допроса.

Более компрометирующая версия связана с постановкой Лени Рифеншталь «Низменности», экранизации одной из любимых опер Гитлера, которую она поставила всего год спустя, наняв цыганских детей из онлайн-лагеря. К сожалению, эти дети в конечном итоге оказались в Освенциме и были убиты. Примечательно, что позже Рифеншталь заявила, что столкнулась с ними снова. По сути, ее история была безупречно сотканна из обмана. В 1944 году она вышла замуж за Питера Джейкоба, преданного нациста, и провела с ним последний год войны. Ее последняя встреча с Гитлером произошла в 1944 году.

Документальный фильм под названием «Рифеншталь» предлагает веские доказательства того, что Рифеншталь была глубоко связана с режимом, однако доказательства остаются косвенными. Что особенно важно в этом фильме, так это его аргумент, похожий на точку зрения Сьюзен Зонтаг, о том, что работы Рифеншталь служат символом ее вины – например, идеализация совершенной красоты и божественной физической силы в «Олимпиаде» или ее путешествия в Судан. в 60-х годах фотографировала представителей племени нуба, которых она считала воплощением тевтонского идеала. В фильме утверждается, что эстетика тоталитаризма, изображенная Рифеншталь, сохранилась и в нашу эпоху. Возникает вопрос: вина лежит на Рифеншталь или на нас? Хотя могут быть основания для критики Лени Рифеншталь, ее неоспоримый и непреходящий авторитет как режиссера не должен входить в их число.

Смотрите также

2024-08-29 19:19