Руководители Tribeca, Гвадалахары, Таллина, Рио и Sanfic рассказывают, как фестивали развиваются в постпандемическом контексте (ЭКСКЛЮЗИВ)

Руководители Tribeca, Гвадалахары, Таллина, Рио и Sanfic рассказывают, как фестивали развиваются в постпандемическом контексте (ЭКСКЛЮЗИВ)

Как опытный кинокритик с многолетним опытом работы за плечами, я наблюдал эволюцию кинофестивалей с близкого расстояния. Круглый стол Sanfic Industria в Сантьяго, Чили, предоставил захватывающее представление о текущем состоянии и будущих перспективах этих событий в Латинской Америке и за ее пределами.


Сантьяго, Чили – В эпоху потрясений даже кинофестивали не застрахованы от перемен. На многих из них существенно повлияло сокращение бюджета в государственном секторе или пандемия COVID-19, однако они продолжают адаптироваться после пандемии. Акцент сместился, поскольку они реагируют на динамичный политический климат и глобальные тенденции кино. Круглый стол на прошлой неделе в чилийском Sanfic Industria под названием «Настоящее и будущее кинофестивалей» дал представление об этих изменениях.

Высокие гости были приглашены выступить на панелях трех значительных латиноамериканских фестивалей – Карлос Нуньес, художественный руководитель Sanfic, Ильда Сантьяго, директор кинофестиваля в Рио-де-Жанейро, и Эстрелла Араиса, управляющий директор мексиканского фестиваля в Гвадалахаре.

В дискуссии также приняли участие представители двух кинофестивалей, известных демонстрацией латиноамериканских фильмов: Хосе Ф. Родригес, старший программист фестиваля Tribeca, который в этом году наградил такие фильмы из этого региона, как уругвайский «Не отпускай меня», и Хавьера. Гарсиа Пуэрто, программист Таллиннского кинофестиваля «Черные ночи». На обоих этих фестивалях демонстрируются фильмы, бросающие вызов стереотипам на испанском языке, такие как победитель Tribeca «Уэсера» Мишель Гарса и «Я доверяю тебе» Агустина Тоскано, получивший награду за лучшую режиссуру на Таллиннском фестивале «Повстанцы с причиной» в 2023 году.

Вот пять ключевых выводов, почерпнутых в ходе дискуссии под председательством Херардо Мишлена из LatAm Cinema. Эти наблюдения совпадают с многочисленными глобальными встречами и беседами.

Постоянно развивающаяся новая норма

1. Пример: следует рассмотреть два случая. После марта 2020 года Институт кино Трайбека приостановил свои программы финансирования на неопределенный срок. В 2021 году фестиваль Трибека перенесся с середины марта на начало июня, и это изменение, которое Родригес отметил в Санфике, было похоже на «американские горки». Сейчас обсуждаются планы по запуску отраслевых мероприятий с помощью демонстрации незавершенного производства (WIP), организованной финансистами и дистрибьюторами, а также отраслевой недели с участием панелей и встреч. По словам Сантьяго, на фестивале в Рио 20 лет назад Бразилию считали далекой от остальной Латинской Америки. Однако сегодня, отчасти благодаря растущему совместному производству, «Рио» имеет потенциал привлечь более молодую аудиторию, которая заинтересована в просмотре латиноамериканских фильмов, как отметил Сантьяго, впервые посетивший Чили для просмотра фильмов.

Фестивали и рынки: важная стартовая площадка

Четыре ведущих кинорынка Латинской Америки — Мексика, Бразилия, Аргентина, Колумбия и Чили — совместно произвели около 600 фильмов в прошлом году, продемонстрировав минимальное снижение всего на 3% по сравнению с количеством выпущенных в 2019 году, согласно отчетам Раздел «Фокус» Marché du Film.

Тем не менее, совокупные кассовые сборы пяти стран в 2023 году составили 1,72 миллиарда долларов, что по-прежнему составляло 21% по сравнению с 2019 годом. 

На сокращающемся рынке фильмы требуют большей известности, чем когда-либо прежде, и фестивали или рынки часто являются лучшим способом добиться этого. Однако возможности могут быть ограничены, поскольку существует большое количество наименований, конкурирующих за меньшее количество комиссий вещателей. Это было общее мнение как на Эдинбургском телефестивале, так и на Санфике. Сантьяго из Рио задался вопросом: «Почему мы производим больше контента, и какой цели это служит, учитывая меньшее количество зрителей, меньшее количество кинотеатров, меньшее количество точек распространения?»

В ходе панельной дискуссии стало ясно, что перепроизводство на сокращающемся рынке имеет серьезные последствия.

Нет Каннам, Венецианские редуксы: больший акцент на местных и региональных тарифах

Как любитель кино, я заметил интригующую идею: курировать фестиваль исключительно из фильмов, премьеры которых проходят в Берлине и Торонто. Однако маловероятно, что это произойдет. По словам Арайсы, такие фестивали, как Рио и Санфик, полагаются на решающее государственное финансирование, как и Гвадалахара, которая использует федеральные, региональные и муниципальные ресурсы. По данным «Focus .» Учитывая эти обстоятельства, неудивительно, что одним из главных приоритетов всех трех латиноамериканских мероприятий является освещение отечественных постановок. Как выразился Нуньес: «Роль фестивалей как стартовой площадки для местных, латиноамериканских и иберо-американских талантов невероятно важна для нас», и Сантьяго и Араиса поддержали это мнение.

Меньше фильмов

Возрождение экспозиции фильмов происходит по цепной реакции. Как выразился Родригес из Tribeca: «Мы стремимся создать впечатления, не просто смотря фильм, но и участвуя в представлении или дискуссии с такими артистами, как Пол Маккартни, Дэвид Финчер или Стивен Содерберг». Фестивали теперь ограничивают количество фильмов, которые они демонстрируют. Например, в июне этого года в Гвадалахаре было показано 194 фильма, и Араилса признает: «Мы не вернемся к тому количеству фильмов, которое у нас было до пандемии. Мы могли бы показать еще 50-60 фильмов, но мы сосредоточены на том, чтобы дать каждому фильм получит должное признание». Сантьяго высказал аналогичные мысли; раньше она поставила 400 фильмов, сейчас показывает 200. Точно так же Гарсия Пуэрто из Таллиннского фестиваля «Черные ночи» заявила: «До пандемии мы показывали 400 фильмов. Сейчас, включая короткометражки, мы показываем около 300, из них 200 полнометражных. «

Фестивали ориентированы на аудиторию

Фестивали играют решающую роль в обеспечении охвата их фильмов разнообразной аудиторией, особенно новым поколением любителей кино. Этот акцент носит не только культурный, но и практический характер; Фестивали призваны познакомить юных зрителей с кино до того, как они увлекутся онлайн-платформами, такими как YouTube. Как оказалось, эта молодая аудитория сыграла важную роль в глобальном восстановлении кассовых сборов, и они все чаще становятся частью фестивальной аудитории. «Мы наблюдаем возрождение молодых людей в возрасте 20–30 лет, возвращающихся в кинотеатры», — сказал Нуньес. Он также упомянул, что, хотя пожилая аудитория в возрасте от 30 до 50 лет, возможно, все еще предпочитает оставаться дома, они, возможно, приспосабливаются к потоковым сервисам во время пандемии, но, как ожидается, вернутся. В настоящее время посещаемость Санфика составляет около 40 000 человек.

Смотрите также

2024-08-24 18:17