Тим Бертон о том, почему фильмы о «Бэтмене» изменились и как «Битлджус» «Битлджус» спас его от выхода на пенсию после «Дамбо»: «Всё могло быть так»

Тим Бертон о том, почему фильмы о «Бэтмене» изменились и как «Битлджус» «Битлджус» спас его от выхода на пенсию после «Дамбо»: «Всё могло быть так»

Когда я читаю это интервью, становится ясно, что путешествие Тима Бертона отражает его уникальный, эксцентричный и творческий мир, который он создавал на протяжении многих лет. Его ностальгические воспоминания о переходе Диснея из студии, ориентированной на художников, в корпоративного гиганта, отражают более широкий сдвиг в киноиндустрии, где акцент сместился в сторону более крупных франшиз, а не на развитие индивидуальных творческих взглядов.


Среди многочисленных похвал и признаний, полученных за свою более чем 40-летнюю карьеру, Тим Бертон никогда не ожидал появления звезды на Аллее славы в Голливуде. Тем не менее, его реакция на эту новость отражает причудливую, мрачную эстетику, которая привела к тому, что его 20 фильмов получили почти 4,5 миллиарда долларов в мировом прокате и превратили часто неправильно понимаемого режиссера в имя, нарицательное.

Бертон вспоминает: «Сначала я предположил, что это могильные знаки, прежде чем понял, чем они на самом деле были», — говорит Бертон EbMaster. «Я вырос в Калифорнии, где все представляет собой плоские надгробия, поэтому я допустил ошибку. Однако мне не потребовалось много времени, чтобы понять, что Дези Арназ и Джон Уэйн не были похоронены под Голливудским бульваром».

Тим Бертон, известный своей уникальной режиссерской работой в таких фильмах, как «Сонная лощина», «Труп невесты», «Мрачные тени» и «Франкенвини», обладает глубоким пониманием как живых, так и умерших. Актер Майкл Китон вспоминает, как их первая встреча в «Битлджусе» подчеркнула не только отличительный характер Бертона, но и их творческую синергию. Как объясняет Китон, хотя эту концепцию было сложно передать, энтузиазм и решимость Бертона были очевидны. «Этот процесс сотрудничества, возглавляемый видением Тима, был одним из самых приятных и полезных событий, которые я когда-либо получал», — говорит Китон. «Он творческий гений, который необычно воспринимает мир, но когда все становится на свои места, это просто блестяще».

В преддверии их следующего сотрудничества, «Битлджус Битлджус», Китон подчеркивает отличительный стиль повествования Тима Бертона как ключевой фактор его успеха в Голливуде. «Это заслуженное признание уникального художественного видения Тима и его значительного влияния на киноиндустрию», — говорит он.

Тим Бертон о том, почему фильмы о «Бэтмене» изменились и как «Битлджус» «Битлджус» спас его от выхода на пенсию после «Дамбо»: «Всё могло быть так»

«Когда он выбрал меня на роль Бэтмена, хотя у других были свои сомнения, это продемонстрировало его преданность своей концепции – это был просто один из примеров его творческой честности. Получение звезды является доказательством того влияния, которое он оказал на кино, и новаторских идей. он ожил на экране».

Перед Аллеей славы 3 сентября Бертон дал интервью EbMaster, обсудив свою карьеру режиссера и рассказчика. Это путешествие простиралось от «Большого приключения Пи-Ви» до «Битлджуса Битлджуса» и далее.

Когда вы начали снимать фильмы, вы сознательно чувствовали себя аутсайдером?

Годы своего становления я провел в необычную эпоху в Диснее, где я был далек от того, чтобы стать опытным аниматором. Тем не менее, разнообразные задания, которые мне давали, позволили мне найти свой путь самым нетрадиционным способом. Приступив к работе над своим первым полнометражным фильмом, я поучаствовал в нескольких короткометражных проектах, но был наивен в отношении индустрии и даже не уловил концепцию страха.

Как естественно возникла ваша эстетика как режиссера?

Для меня все было глубоко личным. Независимо от того, созданы они мной или нет, мне всегда удавалось найти в них какой-то личный смысл. Это было движущей силой моих действий.

«Бэтмен» стал революционным изменением в истории фильмов о супергероях. Насколько ваши естественные порывы были преодолены давлением студии?

Тогда мне повезло, поскольку термина «франшиза» еще не существовало. Это позволило «Бэтмену» показаться в свое время несколько новаторским. Он отличался от того, как можно было бы ожидать от фильма о супергероях, поэтому мы не столкнулись с такой обратной связью от студии. Будучи в Англии, это было еще более отдаленно. В результате мы смогли сконцентрироваться на фильме, не беспокоясь о тех факторах, которые сейчас учитываются еще до начала производства.

Вы всегда обладали этой замечательной способностью сочетать идеи, которые казались рискованными, но при их реализации никогда не было небезопасно.

У меня всегда было ощущение, что я не злоупотребляю средствами компании, работая со студиями, если вы меня понимаете. Это казалось почти невинным, потому что я не был по-настоящему профессиональным режиссером, поэтому просто делал все по-своему. Похоже, именно поэтому они хотели меня. Это всегда была своеобразная дилемма: они хотят тебя, но не совсем настоящего. Однако в начале и в некоторой степени даже сейчас, я думаю, они не до конца понимали, что я делаю, поэтому не могли по-настоящему критиковать это.

Тим Бертон о том, почему фильмы о «Бэтмене» изменились и как «Битлджус» «Битлджус» спас его от выхода на пенсию после «Дамбо»: «Всё могло быть так»
«Бэтмен возвращается» был первым фильмом, в котором вы были полностью свободны от бюджета и вмешательства студии. Насколько сильно вы хотели выйти за рамки возможного? Насколько его особенности были органичным выражением вашего творчества?

Что касается меня, то изначально я не хотел продолжения. Однако мое увлечение такими персонажами, как Пингвин и Женщина-кошка, возродило мой энтузиазм по поводу проекта. Именно тогда начались дискуссии о расширении франшизы, и именно тогда студия начала подвергать сомнению такие детали, как «Что заставляет черное вещество выходить изо рта Пингвина?» Это был первый раз, когда я почувствовал прохладный ветерок таких вопросов, связанных с отраслью.

Ваша несостоявшаяся адаптация «Супермена» с Николасом Кейджем в главной роли достигла мифического статуса. Какие уроки из этих проектов вы смогли применить к уже реализованным?

Создание кино – это всегда неожиданное приключение, напоминающее «Ясон и аргонавты». У каждого проекта есть свои уникальные задачи, которые каждый должен решить, чтобы воплотить его в жизнь. К сожалению, я испытал горе, когда фильмы проваливались после многих лет работы, и это может быть весьма неприятно. Чтобы справиться с этим, я концентрируюсь на проектах, которые глубоко резонируют со мной, и пытаюсь отфильтровать любые отвлекающие факторы или ненужный шум.

В то время, когда Сэм Рэйми и другие возвращаются к этому жанру, можно ли вас убедить снова сняться в фильме о супергероях?

На данный момент мой ответ – твердое «нет». Однако я всегда подхожу к делу с разных точек зрения, поэтому ничего полностью исключать не буду. На данный момент этот вариант меня не особо привлекает.

Эд Вуд показался мне идеальной гармонией сюжета и режиссера. Хоть это и комедия, считали ли вы это своим первым более серьезным фильмом?

С моей точки зрения, я обнаружил, что глубоко резонирую с путешествием персонажа как художника, балансируя на тонкой грани между необузданным энтузиазмом и суровой реальностью – это похоже на создание «Звездных войн» и невольное создание «Плана 9 из космоса». Динамика отношений между ним и Белой Лугоши вызвала воспоминания, напоминающие мою связь с Винсентом Прайсом. Различные ее аспекты меня сильно поразили, хотя и не автобиографичны, но глубоко тронули.

В начале своей карьеры у вас сложился довольно сильный коллектив сотрудников, с которыми вы могли работать неоднократно. Насколько легко было найти людей, с которыми вы разделяете творческую близость?

Мне искренне нравится неоднократно сотрудничать с людьми, раскрывая новые грани их личностей. И даже с теми, с кем я работал всего один раз, встречи были насыщенными и полезными, так что я чувствую себя весьма удачливым. Единственным исключением был Джек Пэланс из «Бэтмена», у которого был один момент, когда он, казалось, был готов дать мне хороший бой!

Мне кажется, что он хотел избить многих людей.

Поначалу я был новичком, чувствовал тревогу, были моменты, когда я не был уверен в правильных шагах, и это вызывало у меня тревогу. Однако, к счастью, в итоге все обошлось.

Тим Бертон о том, почему фильмы о «Бэтмене» изменились и как «Битлджус» «Битлджус» спас его от выхода на пенсию после «Дамбо»: «Всё могло быть так»
«Бэтмен возвращается», «Эд Вуд» и «Марс атакует» разрушают традиции Голливуда. Вы активно обдумывали эту идею в то время?

После «Эда Вуда» я превратился в Эда Вуда. В тот момент я находился в необычном состоянии – все казалось не в порядке. В Америке это было весьма парадоксально, и это было в особый период, когда танки стояли возле здания Капитолия; мы смогли выполнить задачи в кинопроизводстве, которые сегодня уже невозможны. Для меня это был уникальный и полезный опыт. Проще говоря, принять роль Эда Вуда было совсем не так уж и плохо.

Помимо Эда Вуда, когда вы начинали свою карьеру, были ли люди на задворках киноиндустрии, с которыми вы сразу себя идентифицировали?

Многие люди, возможно, повлияли на меня на протяжении многих лет, но именно Рэй Харрихаузен по-настоящему очаровал меня с самого детства. Его уникальная форма анимации, пропитанная глубоким эмоциональным резонансом, выделялась как никто другой. Поэтому я всегда считал его настоящим художником и глубоким источником вдохновения.

«Сонная лощина» стала знаковым союзом вашей чувствительности и материала, который был создан не вами. Была ли когда-нибудь какая-то степень расчета при выборе любого из этих вариантов, таких как «Суини Тодд» или «Алиса в стране чудес?»

Абсолютно нет. Когда я увидел «Суини Тодда» на сцене, я помню, как заметил, что это был единственный мюзикл, который мне когда-либо нравился, и почувствовал эмоции, подобные фильму ужасов. Несмотря на то, что это постановка Стивена Сондхейма, я всегда относился к ней так, как будто это мое собственное творение.

«Большая рыба» обладает прекрасной зрелостью. С помощью этого фильма вы пытались размять мускулы, которых у вас, возможно, не было раньше?

Около года назад умер мой отец. Наши отношения не были особенно близкими, но его смерть глубоко поразила меня. Вскоре после инцидента я нашел утешение в чтении. Если бы я получил этот фильм раньше, думаю, я бы не выжил. Со временем жизненный опыт формирует нас, обеспечивая большее понимание и мудрость, которые могут влиять на наши творческие решения.

Тим Бертон о том, почему фильмы о «Бэтмене» изменились и как «Битлджус» «Битлджус» спас его от выхода на пенсию после «Дамбо»: «Всё могло быть так»
В какой момент вы поняли, что «бертонеск» — это стиль, который ищут люди?

В кинематографическом смысле ваши слова вызывают чувство беспокойства, напоминающее леденящую кровь атмосферу в «Вторжении похитителей тел». Я никогда не отождествлял себя с этой личностью, подобно тому, как вампир избегает зеркал, чтобы поддерживать иллюзию бессмертия. Однако должна уточнить, что без зеркал я не живу (при этой мысли у меня вырывается искренний смех). Лично мне это сравнение не находит отклика, но одними оно может быть воспринято как комплимент, а другие — как умаление, в зависимости от точки зрения того, кто делает замечание.

Будь то комплимент или умаление, если к вам приходит студия и говорит: «Нам нужна магия Бертона», вы когда-нибудь захотите разрушить это?

Когда я становлюсь старше, когда люди выражают желания, я иногда сомневаюсь в их искренности, потому что в прошлом они говорили, что чего-то хотят, но затем не выполнили это. Наблюдать за этим забавным аспектом жизни. Однако меня больше не волнуют их желания; вместо этого я концентрируюсь на занятиях, которые разжигают мой энтузиазм, и мне очень приятно находиться в таком настроении.

Дисней, место, где вы начинали как аниматор, на протяжении всей вашей карьеры часто становилось домом для кинопроектов. Я прочитал цитату, в которой говорилось, что вы не думаете, что сможете или сможете снова работать с Диснеем.

За прошедшие годы я несколько раз работал в Диснее. Во время моего первого пребывания в должности аниматора и дизайнера компания уже тогда переживала несколько преобразований. Каждое новое руководство привносило свежие идеи, и каждый раз возникало ощущение работы в другой студии. Примечательно, что из моего стола открывался уникальный вид — из окна я мог видеть больницу, где я родился, а за ней — Форест-Лоун, кладбище, где похоронены мои родители. Это казалось странной треугольной связью, которая началась очень давно. Мой путь в Дисней был полон взлетов и падений – от удаления зубов мудрости и кровотечения в залах Диснея до попыток нарисовать лис для различных фильмов, над которыми я там работал. Сейчас я чувствую себя подростком, готовым уйти из дома.

Насколько такое восприятие Диснея отражает ваш взгляд на индустрию в целом?

Если вспомнить 80-е годы, то здесь существовала анимационная студия, специально созданная для художников. К 1986 году я стал последним художником в этом здании, поскольку все остальные художники были изгнаны и переведены на склад в Глендейле. Впоследствии студию перешли в руки руководителей. Я уже довольно давно являюсь свидетелем этой трансформации. И сегодня кажется, что более крупные франшизы заменили меньшие, более личные проекты, что не является моим предпочтением, но такова жизнь.

Тим Бертон о том, почему фильмы о «Бэтмене» изменились и как «Битлджус» «Битлджус» спас его от выхода на пенсию после «Дамбо»: «Всё могло быть так»
Как вам понравилось повторное посещение мира «Битлджуса»?

Как режиссер, выросший на просмотре «Большой рыбы» Тима Бертона, я поначалу не решался вернуться к этой истории, потому что тогда я не думал о создании продолжения. Однако, когда я приблизился к среднему возрасту, мое любопытство по поводу жизни Лидии и судьбы семьи Дитц пробудило мой интерес. Я хотел изучить, что происходит с людьми после 35 лет, куда они идут и каким становится их путь. Эта личная связь сделала проект для меня глубоко эмоциональным.

Пять лет между «Дамбо» и «Битлджусом, Битлджусом», возможно, ознаменуют самый долгий период времени, который вы прошли между созданием фильмов.

В период COVID все казалось нестабильным и неопределенным. Вместо того, чтобы погрузиться в эту турбулентность, я сосредоточился на своих личных эмоциях и задачах. Затем в мою жизнь вошла «Среда», снова пробудив во мне интерес к творчеству. Затем мы отправились в Румынию, которая была похожа на творческий оздоровительный отдых. Это был чрезвычайно успешный опыт.

Насколько этот сериал возродил ваше творчество? Насколько вы готовы продолжать работать?

Честно говоря, после «Дамбо» я почувствовал неуверенность в своих дальнейших шагах. Я подумывал уйти на пенсию или пойти по другому пути, но карьера аниматора, казалось, подошла к концу. (Смеется) Но этот проект дал мне новую жизнь. Видите ли, в Голливуде часто уделяется внимание ответственности за бюджет и другие аспекты производства, из-за чего иногда можно потерять себя из виду. Этот опыт напомнил мне, что очень важно следовать своим собственным увлечениям, поскольку в этом случае все действительно выиграют.

Люди стучатся в вашу дверь?

Я нахожусь в укромном месте, и поблизости нет никого, кого можно было бы посетить; таким образом, моя дверь остается нетронутой. Однако я уже сталкивался с подобными ситуациями. Интересно отметить, что «Бэтмен» изначально не был одобрен до выхода «Битлджуса». Итак, хотя они и утверждают, что обожают вас сейчас, давайте посмотрим, сохранится ли их привязанность в будущем.

Смотрите также

2024-08-22 18:19