Ален Делон, французская звезда «Самурая», умер в возрасте 88 лет

Ален Делон, французская звезда «Самурая», умер в возрасте 88 лет

Размышляя об увлекательной жизни Алена Делона, я трепещу перед его многогранным путешествием, охватывающим разные континенты и жанры. Карьера Делона — от мощеных улиц Италии, где он впервые привлек внимание голливудских деятелей, до сурового преступного мира криминальных драм, ставших синонимами его имени, — не что иное, как экстраординарная карьера.


Скончался 88-летний Ален Делон, получивший широкое признание как выдающийся французский актер, особенно благодаря сотрудничеству с режиссером «Новой волны» Жан-Пьером Мельвилем, в частности, в фильме «Самурай».

«Согласно заявлению, предоставленному информационному агентству AFP, он тихо ушел из жизни дома в Души, вместе со своими тремя детьми и другими членами семьи».

Помимо «Самурая», Делон также снялся в мастерском фильме Мелвилла об ограблениях «Красный круг» (Le Cercle Rouge) и полицейской драме «Полицейский» (Un Flic).

Среди других его известных фильмов — «Пурпурный полдень» Рене Клемана, «Рокко и его братья» и «Леопард» Висконти, «Затмение» Антониони, «Двое мужчин в городе» Хосе Джованни и «Мистер Кляйн» Джозефа Лоузи.

После того как Жан-Поль Бельмондо установил стандарт французской беззаботности на заре Новой волны в фильме Годара «На последнем дыхании», Делон и режиссер Мелвилл намеренно переосмыслили этот образ в «Самурае». В этом фильме Делон изобразил профессионального убийцу, который тщательно следил за размещением своей шляпы, в результате чего его часто сравнивали с Джеймсом Дином.

Однако сравнение с Дином было узким; В отличие от американского актера, часто проявлявшего в своих ролях эмоциональный накал, Делон был сдержан. Спокойствие, изображенное в «Самурай», может выглядеть как безразличие в менее искусно снятом фильме, например, в «Un Flic» Мелвилла.

Несмотря на трудности, многим американцам трудно полностью осознать уровень известности Делона в 1960-е и 70-е годы не только во Франции, но и в таких отдаленных местах, как Япония, коммунистический Китай и Латинская Америка. Например, версия «Зорро» 1975 года с Делоном в главной роли была одним из первых западных фильмов, показанных в Китае после Культурной революции, что продемонстрировало его популярность там.

Пленительное обаяние Делона достигло апогея в фильме «Самурай». Киновед Дэвид Томсон называл его «загадочной, почти неземной фигурой французского кино, которой в 1967 году едва исполнилось 32 года, с оттенком женственности. Однако он был настолько искренним и дотошным, что казался опасным или могущественным. к тому времени в настоящий французский преступный мир». Далее Томсон заявил: «Делон не столько великий актер, сколько выдающийся актер — неудивительно, что он был рад обнаружить, что Мелвилл ценит его готовность быть запечатленным на пленке».

Роджер Эберт называл Делона «невероятно привлекательной звездой французских фильмов», человеком, чья поразительная внешность была настолько неожиданной, что его наиболее эффективным способом справиться со своим обаянием было стоическое поведение.

В «Самурай» Мелвилл запутанно прослеживает характер Джефа Костелло, хладнокровного убийцы, которого играет Ален Делон. Он показывает нам, как Костелло тщательно строит алиби, казнит владельца ночного клуба, проходит полицейский парад удостоверений личности, обнаруживает, что те, кто его нанял, обманули его, и его безжалостно преследует полиция. Однако запутанность повествования бледнеет по сравнению с уникальным стилем фильма и захватывающим изображением безжалостного убийцы Делона.

Прорывная роль Делона произошла в фильме 1960 года «Пурпурный полдень» Рене Клемана, основанном на романе Патрисии Хайсмит «Талантливый мистер Рипли». В этом фильме Делон изобразил Тома Рипли, социопата, который в конечном итоге убивает своего друга и принимает его личность. Эта роль помогла Делону стать выдающимся актером. Он был отреставрирован в 2012 году и показан на Каннском кинофестивале в 2013 году во время ретроспективы, посвященной карьере актера.

В замечательном фильме «Рокко и его братья», снятом Висконти и снятом в 1960 году, Ален Делон сыграл главную роль, принадлежащую бедствующей итальянской семье, которая мигрирует с юга в Милан в поисках лучших перспектив. Поначалу колеблющийся, его персонаж вынужден заняться боксом как средством финансовой поддержки своей семьи.

Через несколько лет Делон снова начал сотрудничать с Висконти, на этот раз в кинематографической жемчужине 1963 года «Леопард». В этой постановке Берт Ланкастер изобразил сицилийского принца XIX века, изо всех сил пытающегося адаптироваться к революции и ее потенциальному влиянию на его семью и социальное положение. Делон взял на себя роль отважного племянника принца, который сначала поддерживает революционеров, но позже переходит на сторону королевских войск. В фильме продемонстрирована неоспоримая экранная химия между Делоном и потрясающей Клаудией Кардинале.

В 1962 году Ален Делон делил экран с Моникой Витти в фильме «L’Eclisse», втором фильме знаменитой трилогии режиссера Микеланджело Антониони, посвященной исследованию отстраненности. Делон преуспел в своей роли проницательного биржевого маклера, но оказался запутавшимся в характере Витти. Однако он изо всех сил пытался удовлетворить ее эмоциональные требования.

В 1969 году он играл вместе с Роми Шнайдер и Морисом Роне в чувственном, напряженном фильме «Бассейн», первоначально называвшемся «Радуга».

В «Убийстве Троцкого» в 1972 году он играл вместе с Ричардом Бертоном, Шнайдером и Валентиной Кортезе под руководством Джозефа Лоузи. Несколько лет спустя он снова сотрудничал с Лоузи в выдающемся фильме «Мистер Кляйн». В этом фильме Делон изобразил католического торговца произведениями искусства в оккупированном Париже, который использует ситуацию, когда задерживают евреев с ценными коллекциями произведений искусства. Однако возникают сложности, когда его часто путают с тайным еврейским оперативником, использующим его имя. Примечательно, что Делон также выступил одним из продюсеров фильма.

Делон снялся в трех фильмах вместе с легендарным французским актером Жаном Габеном более ранней эпохи: «Любое число может победить» (1963), «Сицилийский клан» 1969 года и «Двое мужчин в городе» 1973 года. Примечательно, что последний фильм также сыграл молодого Жерара Депардье во второстепенной роли, соединив таким образом три поколения актеров.

Кроме того, Делон сыграл второстепенную роль фотографа в всемирном фильме 1964 года под названием «Желтый Роллс-Ройс», в котором главные роли исполнили Рекс Харрисон и Ингрид Бергман, а за ними последовала Ширли Маклейн.

Один из многих известных французских актеров, а также некоторых американских актеров, таких как Кирк Дуглас и Гленн Форд, снялся в фильме Рене Клемана «Горит ли Париж?» (1966), изображавший хаотичные последние дни нацистской оккупации французской столицы, был удостоен присутствия актера.

В 1971 году Жан-Поль Делон снялся вместе с Чарльзом Бронсоном, Тосиро Мифунэ, Урсулой Андресс и Капуцином в фильме международного производства «Красное солнце» режиссера Теренса Янга. Хотя этот вестерн не был хорошо принят в США, он пользовался успехом в Европе и Азии. (Делон, который развил близость к Японии благодаря «Самураю», продолжал поддерживать сильную базу поклонников в стране, где солнцезащитные очки с его именем стали популярными.)

В 1973 году Ален Делон объединился со своим коллегой по фильму «Леопард» Бертом Ланкастером для создания остросюжетного триллера «Скорпион» режиссера Майкла Уиннера. Делон сыграл убийцу, которому было поручено уничтожить разочаровавшегося секретного агента Ланкастера, который пытался оставить свою опасную профессию. Примечательно, что предыдущий фильм Уиннера «Механик» с участием Чарльза Бронсона и Яна-Майкла Винсента имел поразительно похожую сюжетную линию.

Ален Делон был родом из Со, О-де-Сен, и проследил свои корни как к французским и корсиканским итальянцам (по отцовской линии), так и к французским и немецким корням (по материнской линии). Его родители развелись в раннем возрасте, что положило начало бурному детству, в ходе которого его часто исключали из школы. После военной службы во Французском Индокитае Делон подрабатывал на различных случайных заработках по всему Парижу. В это время его пути пересеклись с актером Жан-Клодом Бриали, который пригласил Делона на Каннский кинофестиваль 1956 года, открыв путь для профессиональных связей Делона в киноиндустрии.

В следующем году он появился в своем первом фильме, сыграв второстепенную роль в фильме «Пошлите женщину, когда дьявол терпит неудачу» режиссера Ива Аллегре.

Во время съемок «Прощай, оружие» в Италии или, возможно, в Каннах, Дэвид О. Селзник встретил Делона и предложил голливудский контракт при условии, что Делон овладеет английским языком. Однако Делон отклонил это предложение, хотя за свою карьеру он согласился на роли в трех американских фильмах: криминальной драме 1964 года «Однажды вор» с Анн-Маргрет и Ван Хефлином, вестерне 1966 года «Четверо для Техаса» с Дином Мартином и «Аэропорт 79: Конкорд», где он изобразил капитана проблемного самолета.

В яркие 80-е я был очарован набегом Алена Делона на кинопроизводство. Его путь начался в 1981 году с «Pour la peau d’un flic», проекта, вдохновленного романом Жана-Патрика Маншетта, где он не только был режиссером, но и играл главную роль вместе с Анн Парийо. В следующем году он и Робин Дэвис вместе работали над «Le choc», еще одной адаптацией романа Маншетта, которую мы срежиссировали, хотя Делон так и не получил аккредитации. В этом фильме он был показан вместе с Катрин Денев. В 1983 году мы снова работали вместе над «Битвой», экранизацией романа Андре Кароффа. Хотя эти фильмы относились к жанру криминальной драмы, синонимом которого был Делон, на мой взгляд, они были просто удовлетворительными попытками.

В 1980-х годах он взял несколько существующих романов и превратил их в фильмы, а также написал несколько оригинальных сценариев.

Что еще более важно, Делон был продюсером 30 своих фильмов.

В 2003–2004 годах он сыграл главную роль во французской телевизионной криминальной драме «Фрэнк Рива». Кроме того, он сыграл Юлия Цезаря в фильме 2008 года «Астерикс на Олимпийских играх».

1969 год стал поворотным моментом в блестящей актерской карьере Алена Делона, но он также был омрачен многоплановым скандалом, затрагивающим криминальные и политические аспекты. Трагическая смерть Стевана Марковича, бывшего телохранителя Делона и его коллеги по фильму «Самурай», омрачила этот период. Безжизненное тело Марковича было обнаружено в лесу, а написанное им компрометирующее письмо связывало Делонов с корсиканским бойцом по имени Франсуа Маркантони. Маркантони, в свою очередь, был связан с бывшим президентом Франции Жоржем Помпиду. Делонов допрашивали по поводу убийства, но масштабы скандала оставались неопределенными; только Маркантони был признан виновным в суде.

Личная жизнь Делона, особенно его отношения, часто оказывалась в центре внимания французских СМИ. Одними из таких отношений были отношения с немецкой актрисой Роми Шнайдер, которые длились с 1959 по 1964 год. Несмотря на их разлуку, он долгое время поддерживал с ней эмоциональную связь. К сожалению, она скончалась в 1982 году из-за приема обезболивающих и алкоголя. В 2008 году на церемонии вручения премии «Сезар» Делон принял от ее имени награду в честь ее 70-летия. Он попросил собравшихся почтить ее память аплодисментами стоя.

Однако, хотя он был связан со Шнайдером, у него также были внебрачные отношения с Нико из Velvet Underground, в результате чего у них родился сын Ари Булонь.

Он женился на Натали Бартелеми в 1964 году, и у них родился сын Энтони. Пара развелась в 1969 году.

После этого у Делона были 15-летние отношения с французской актрисой Мирей Дарк, затем еще один — с голландской моделью Розали ван Бримен, и вместе у них родилось двое детей. Однако их отношения закончились в 2002 году.

В 2019 году он был удостоен почетной Золотой пальмовой ветви. 

Его семья поместила его под опеку в 2024 году после того, как в 2019 году он перенес инсульт. 

Смотрите также

2024-08-18 10:48