Эрик Поппе из Норвегии о своем поезде в Хаугесунн, направляющийся в Торонто, о фильме «Квислинг: Последние дни», предстоящей адаптации Джона Фосса и фильме по мотивам «Крика» (ЭКСКЛЮЗИВ)

Эрик Поппе из Норвегии о своем поезде в Хаугесунн, направляющийся в Торонто, о фильме «Квислинг: Последние дни», предстоящей адаптации Джона Фосса и фильме по мотивам «Крика» (ЭКСКЛЮЗИВ)

Как киноэнтузиаст, я нахожу подход этого загадочного европейского продюсера одновременно интригующим и достойным восхищения. Его уникальная методика сбора отзывов аудитории с помощью анкет после показов не только новаторская, но и красноречиво говорит о его преданности своему делу. Как будто он таксист, который везет нас в путешествие, а затем, вместо того, чтобы завязать разговор в пункте назначения, оставляет нам заставляющую задуматься анкету.


Известный норвежский кинорежиссер Эрик Поппе, известный такими фильмами, как «1000 раз спокойной ночи» с Жюльет Бинош и номинированным на «Золотого медведя» фильмом «Утойя 22 июля», собирается открыть фестиваль норвежского кино в Хеугесунне 18 августа. Это будет его долгожданная драма «Квислинг: Последние дни» перед ее мировой премьерой на «Специальных презентациях» в Торонто.

Несмотря на то, что действие этого фильма происходит в Норвегии во время Второй мировой войны, он углубляется в современную проблему — эскалацию крайне правого экстремизма и его потенциальную опасность для демократических ценностей.

Повествование сосредоточено на последних днях, предшествовавших казни Видкуна Квислинга 24 октября 1945 года, человека, печально известного как нацистский пособник, чье имя является синонимом слова «предатель». В одиночной камере Квислинга навещает священник Педер Ольсен. Их взаимодействие, зафиксированное в дневнике Олсена, существенно повлиявшее на сценарий, перерастает в психологическое противостояние гуманиста и фашиста.

Как кинокритик, я рад поделиться своими впечатлениями от этого захватывающего кинематографического произведения. В этой постановке мы являемся свидетелями выдающейся игры Гарда Б. Эйдсвольда («Тролль», «В порядке исчезновения»), изображающего Квислинга, и Андерса Даниэльсена Лия («Худший человек в мире») в роли священника. К ним на экране присоединяются Лиза Карлехед («Эмигранты») в роли Марии Квислинг и Лиза Ловен Конгсли («Форс-мажор») в роли Хайди Олсен, жены священника. Каждый актер демонстрирует потрясающую игру, которая действительно оживляет их персонажей.

Согласно сценарию, написанному Анной Бах-Виг, Сив Раджендрам Элиассен и Равном Ланескогом, фильм был создан в сотрудничестве с Финном Гьердрумом и Стейном Б. Квае из Paradox, которые часто сотрудничают с Поппе. Им помогало норвежское производственное отделение SF Studios. Фильм, а также отдельная телеадаптация продаются компанией REinvent по всему миру.

В эксклюзивном разговоре с EbMaster перед мировым дебютом фильма Поппе поделился своими мыслями о своем творческом процессе, экспериментах и ​​будущих начинаниях: он обсудил «Восход плохой луны», пронзительную драму об отношениях, основанную на сценарии нобелевского лауреата Джона Фосса. а также его первый набег на этот жанр с фильмом «Крик», вдохновленным знаменитой картиной Эдварда Мунка.

В нашем третьем фильме этой трилогии, посвященном опасности, которую ультраправая идеология представляет для демократии, после «Выбора короля» и «Утойя, 22 июля», мы углубляемся в менее традиционный ракурс – угол антагониста. Вместо того, чтобы изображать точку зрения жертв, как в наших предыдущих фильмах, на этот раз мы пытаемся понять движущие силы действий Квислинга, изучая его мотивы и задаваясь вопросом, может ли когда-либо быть достигнуто искупление. Что вдохновило нас исследовать этот уникальный подход в этом фильме?

Эрик Поппе: Действительно, вы правы. Однако позвольте мне вернуться к началу моего путешествия. В 2003 году меня заинтересовала история одного из самых отъявленных предателей Европы. В то время, в начале 2000-х годов, в Европе росли авторитарные лидеры и крайне правые движения. В течение нескольких лет я углубился в чтение и исследования, но так и не смог раскрыть центральную часть истории.

Я курировал производство фильма «Выбор короля» о нападении Германии на демократию в Норвегии, а затем «Утойя, 22 июля», в котором рассказывается о трагическом террористическом акте на острове Утойя [22 июля 2011 года]. Однажды я получил дневник от родственника священника Педера Ольсена, который был рядом с Видкуном Квислингом в его последние дни. Его семья знала, что я изучаю его жизнь.

Я внезапно понял, что ключевой аспект повествования не о том, кем был Квислинг во время войны или даже в молодости. Вместо этого он сосредотачивается вокруг тех критических дней, которые прошли с момента его ареста до казни, сосредотачиваясь на его борьбе за выживание, защите своей репутации и оправдании своих действий. Дневник дает беспрецедентное представление о его мышлении. По сути, история вращается вокруг острого конфликта между гуманистом Олсеном и фашистом Квислингом.

Священнику не разрешается разглашать исповедь. Что именно было в дневнике?

В дневнике содержались наблюдения, сделанные священнослужителем во время консультаций с Квислингом. Этот священнослужитель работал в психиатрической больнице и привык иметь дело с непростыми личностями. Когда его назначили духовным наставником Квислинга в его последние дни, он опасался этой задачи, опасаясь, что может потерпеть неудачу. После каждой встречи он делал краткие заметки, документируя события в запутанной форме, чтобы другие не смогли их понять. Однако, когда спустя годы дневник был обнаружен, ученые из Университета Осло смогли расшифровать его содержание, раскрыв мысли как Квислинга, так и священнослужителя. Я принес дневник на факультет богословия Университета Осло, и там мне удалось разобраться в тексте. Затем историки подтвердили это, что заставило нас поверить в то, что это был беспрецедентный взгляд на мировоззрение Квислинга. Впоследствии был снят фильм. Еще одним интригующим аспектом этой истории был внутренний конфликт священнослужителя со своими религиозными убеждениями.

После того как вы узнали некоторые уникальные подробности о Квислинге, какие аспекты его характера особенно привлекли ваше внимание?

AP: Многие авторитарные деятели стремятся к власти в первую очередь ради личной выгоды и накопления богатства. Однако уменьшение их власти – это не только нацеливание на их богатство; речь также идет о подрыве их ресурсов. Сложнее всего бороться с антидемократическими лидерами, движимыми исключительно своей идеологией, такими как Квислинг.

Ведущие психиатры Европы отправились в Норвегию, чтобы исследовать психику Квислинга, надеясь обнаружить какие-либо отклонения. Однако их оценка пришла к выводу, что он был психически здоров, а не психопатом. Несмотря на это, Квислинг проявлял сочувствие и казался обычным приятным человеком. Тем не менее, такой «нормальный» человек в конечном итоге стал серьезной угрозой для нашей демократической системы. Еще в апреле 1940 года Уинстон Черчилль впервые назвал его предателем, используя его имя.

Размышляя о своем жизненном опыте, особенно в бурные годы холодной войны, меня привлекают истории, которые проникают в психику автократических лидеров, таких как Квислинг, Путин и Орбан. Эти люди со своими опасными идеологиями сформировали мир, в котором мы живем сегодня, и нам крайне важно понять их мотивы. В эти времена политической неопределенности я считаю своим долгом как рассказчика пролить свет на такие сложные персонажи не ради сенсации, а для того, чтобы способствовать информированным дискуссиям и способствовать миру. В конце концов, знания – это самое мощное оружие, которое у нас есть против опасностей автократии.

Можете ли вы рассказать мне о вашей совместной работе с постоянными сотрудниками Сив Рахендрам Элиассен и Анной Бач-Виг, и почему для вас было важно обеспечить историческую точность в вашей работе?

Изначально у меня был базовый план истории, которую я разработал. Я дебютировал с этой концепцией на Каннском фестивале 2022 года и получил значительное внимание со стороны потенциальных инвесторов. Впоследствии Анна и Сив, с которыми я работал над «Утойей, 22 июля» и «Эмигрантами», присоединились ко мне в доработке этой идеи. Нам нравится работать вместе, поэтому мы решили создать комнату для писателей. Когда я углубился в исследования, они начали строить структуру истории на основе моей первоначальной концепции. Со временем мы добавляли слой за слоем, развивая скрипт, пока он не стал типичной для нас 13-й версией. Этот процесс занял почти год. Мы взяли интервью у пожилых людей, которые работали с Квислингом, членов нацистской партии и людей, близких к священнику. Их идеи были неоценимы. Кроме того, мы получили дополнительный исторический материал от ученых. Я пригласил двух известных историков, специализирующихся на Квислинге, просмотреть нашу работу не для того, чтобы исправить ее, а для того, чтобы убедиться в ее точности.

При изучении некоторых голливудских фильмов, действие которых происходит в исторические периоды, становится очевидным, что некоторые из них отклоняются от истины ради убедительного повествования, при этом история имеет приоритет над исторической достоверностью. Однако когда дело доходит до биографических фильмов, таких как «Оппенгеймер», создатели фильма приложили совместные усилия, чтобы изобразить события настолько достоверно, насколько это возможно, что значительно усиливает воздействие. Именно этому подходу мы стремимся подражать.

Говоря о русской супруге Видкуна Квислинга, Марии, она – еще одна очаровательная фигура, окутанная тайной. Хотите поделиться некоторыми сведениями о ней?

Она оставалась рядом с ним до последнего момента. Впервые их пути пересеклись во время гуманитарного кризиса на Украине, где они оба были частью команды чрезвычайной помощи Фритьофа Нансена. Позже Нансен был удостоен Нобелевской премии мира в 1922 году за значительный вклад в репатриацию военнопленных. В отличие от него, она дистанцировалась от политики и избежала ареста. Однако ей чудом удалось избежать казни.

Были ли Гард Б. Эйдсвольд и Андерс Дэниэлсен Ли исключительной актерской игрой? Были ли они естественным выбором на эти роли и можете ли вы рассказать нам о процессе вашего сотрудничества с ними?

Как киноэнтузиаст, я готов прилагать значительные усилия, работая в тесном контакте с актерами во время репетиций. Для этого конкретного проекта мы репетировали почти три месяца. Мне удалось добиться такого увеличения времени подготовки за счет сокращения графика съемок, что обеспечило финансово жизнеспособное производство. Роли требовали бесстрашных актеров, готовых обнажить душу и погрузиться с головой в своих героев.

В течение некоторого времени я рассматривал Андерса на роль в проекте, который мы планировали. Он всемирно известен и часто сотрудничает с Йоахимом Триером. С другой стороны, Гард, один из самых талантливых актеров Норвегии за последние два десятилетия, в основном играл второстепенные роли. Несмотря на его впечатляющее портфолио, ему еще не дали главную роль. Я чувствовал, что пришло время дать ему такую ​​возможность и продемонстрировать миру его огромный талант. Наше общее видение заключалось в том, чтобы создать персонажа, максимально напоминающего историческую фигуру. Я не только дружу с Андерсом и Гардом, мне очень приятно сотрудничать с ними в этом проекте.

Заявление режиссера: Устав от банальных голубоватых тонов в старинных фильмах, я захотел отправиться на неизведанную территорию. Хотя действие этой истории происходит в 1945 году, она обладает современным духом, так почему бы не создать визуальный стиль, отражающий это? Операторская работа остается контролируемой, но динамичной, а цветовая палитра смелая и яркая, с необычным сочетанием зеленого и красного. Эта яркая схема стала результатом обширных экспериментов с моим оператором Йонасом Алариком, с которым я сотрудничал впервые. Его впечатляющая работа в таких сериалах, как «Плейлист» и «Снабба Кэш», сделала его идеальным кандидатом для этого проекта. Моя цель — всегда внедрять инновации и расширять границы кинопроизводства.

Мне повезло сотрудничать с выдающимися продюсерами, такими как Стейн Б. Квае и Финн Гердрум, которые последовательно и без колебаний поддерживают мои идеи, даже когда многие другие в индустрии опасаются рисковать. Узы доверия, которые мы разделяем, превыше всего.

Кажется, вы провели предварительное тестирование аудитории, чтобы оценить ее реакцию. Дистрибьюторы, безусловно, должны оценить вашу готовность поделиться отзывами таким образом…

Кинопробы я лично организую и провожу. Работая над фильмом, я приветствую конструктивную критику, даже если люди называют ее некачественной; Я призываю всю мою команду внимательно изучить мое творческое видение.

Будет телевизионная версия «Квислинга: Последние дни». Как это будет выглядеть?

Эпизоды этого пятисерийного сериала представят совершенно новую историю с дополнительным содержанием. Я снял значительно больше материалов об истории Марии Квислинг, особенно в конце 1950-х годов, когда она отправилась за прахом своего мужа. Включен также дополнительный материал по рассказу жены священника.

Было весьма увлекательно, что мне удалось решить задачу, с которой я раньше не сталкивался. Я разделил свое рабочее пространство на две отдельные монтажные станции, каждая из которых назначила свою команду, отвечающую за монтаж, музыку и звук. Примечательно, что эти команды работали независимо, не зная прогресса друг друга. Было интересно наблюдать за их уникальным подходом к одним и тем же эпизодам. Обе версии демонстрируют отличительные стили и темпы.

Как вы надеетесь, что зрители вынесут из просмотра вашего фильма?

РП: Честно говоря, мне хотелось бы изучить и передать мысли, которые лежат в голове Путина, а также других авторитарных лидеров. Отзывы о тестовых показах позволяют предположить, что зрителей поразило, насколько актуален этот фильм в современном мире. Моя цель — создавать коммерчески успешные фильмы, которые также служат платформой для вопросов и размышлений о нашем нынешнем обществе.

Над чем еще вы работаете?

В настоящее время я занимаюсь поиском натурных съемок на северо-западном побережье Норвегии для съемок фильма «Восхождение плохой луны». Этот фильм написан лауреатом Нобелевской премии по литературе 2023 года Джоном Фоссом, на счету которого, как ни удивительно, только один сценарий. В отличие от других моих фильмов, этот значительно короче — примерно 86-90 минут. Это история любви, сосредоточенная вокруг пары лет тридцати с небольшим, подробно описывающая их встречу и расставание. Повествование убедительно и элегантно построено, в отличие от «Сцен из свадьбы» Ингмара Бергмана, которые безжалостно мрачны и эмоционально истощают. Джон Фосс не знал о «Сценах из брака», поскольку редко смотрит фильмы. Драма его отношений разворачивается с перерывами, в коротких главах, изображающих пару, когда они вместе, разлучены, рожают ребенка и в конечном итоге расстаются. История вращается вокруг их борьбы за примирение, несмотря на то, что они чувствуют себя неуместными и несоответствующими. Речь идет о выборе, который мы делаем.

Джон имеет значительную репутацию в США, Японии и Европе. Работать вместе с ним, вместе с моими обычными коллегами из Paradox и SF Studios, — это захватывающая перспектива. Наша цель — начать съемки в ноябре. У нас есть замечательный актерский ансамбль, о котором мы расскажем в будущем. Этот проект запланирован на 2025 год. Вслед за этим мой проект 2026 года под названием «Крик», созданный совместно Paradox и SF Studios, обещает стать монументальным. Это международный психологический триллер на английском языке, в котором рассказывается о жизни Эдварда Мунка, создавшего одну из самых знаковых картин в мире «Крик». Повествование захватывающее, и я некоторое время развивал его. Однако сейчас сценарий доработан. Мы уже погружены в этот проект и нашли нескольких ключевых партнеров. В ближайшее время мы начнем кастинг, чтобы привлечь на эти роли интерес со стороны ведущих актеров.

Это будет ваш первый жанровый фильм?

АЛ: Абсолютно, и, с моей точки зрения, речь идет о том, чтобы набраться смелости и использовать возможности. (Примечание: это интервью было изменено для публикации.)

Смотрите также

2024-08-15 13:18