Режиссер фильма «Семя священного инжира» Мохаммад Расулоф о нынешнем состоянии Ирана: «Исламская Республика уязвима и нестабильна»

Режиссер фильма «Семя священного инжира» Мохаммад Расулоф о нынешнем состоянии Ирана: «Исламская Республика уязвима и нестабильна»

Как давний поклонник кинематографического искусства, исходящего с Ближнего Востока, особенно из Ирана, я не могу не испытывать глубокого чувства одновременно печали и восхищения Мохаммедом Расулофом. Смелость, необходимая для создания глубоких произведений в таких гнетущих обстоятельствах, поистине вдохновляет.


Будучи ярым защитником, в мае я бежал в Европу, получив тюремный срок и порку со стороны иранских властей за мое кинематографическое произведение под названием «Семя священного инжира». Именно этот фильм получил специальный приз жюри в Каннах.

Я сам направляюсь в Локарно, стремясь продемонстрировать свою напряженную драму, в которой разворачивается история судьи Революционного суда Тегерана, который сталкивается с подозрениями и тревогой по мере эскалации антиправительственных протестов. Тем временем его личная жизнь терпит тяжелый удар. Мне не терпится поделиться этим впечатляющим произведением на грандиозной площади Пьяцца Гранде в рамках швейцарского фестиваля с аудиторией из 8000 кинолюбителей.

Махмуд Расулоф ответил на вопросы EbMaster об адаптации к жизни в Европе и о своем нынешнем взгляде на свою родную страну, если смотреть на нее на расстоянии.

Учитывая, что вы только что уехали из Ирана, мне интересно, как проходит ваш переход в Европе, особенно в Германии? Есть ли что-нибудь особенное в здешней жизни для вас или, возможно, какие-то трудности, с которыми вы сталкиваетесь?

На протяжении десятилетий моей главной заботой было жить в Иране и рассказывать в своих фильмах проникновенные истории, которые имели решающее значение для перспективы Ирана. Постоянная цензура, запреты на поездки, допросы, сложные условия подпольной киносъемки и тюремное заключение — все это препятствия, с которыми я столкнулся во время этого трудного путешествия. Тюрьма служила временем для самоанализа, и после освобождения я знал, что еще один тюремный срок неминуем. Однако еще до вынесения приговора я дерзко инициировал постановку «Семени священного смоковника». По ходу съемок был вынесен приговор, и всего через несколько дней после завершения фильма я узнал о своем восьмилетнем приговоре из Апелляционного суда. Как режиссер я оказался перед выбором: продолжать снимать фильмы или стать жертвой и вернуться в тюрьму. Это решение дало мне решимость покинуть Иран, осознавая, что путешествие может оказаться долгим. Теперь я вижу себя путешественником в длительной командировке, и моего внимания ждут многочисленные невыполненные задачи. В изгнании у меня много верных друзей и большие надежды, которые вдохновляют меня работать еще усерднее.

Не могли бы вы объяснить незначительные изменения, которые, по вашему мнению, вы внесли в «Семя священного смоква» после его показа в Каннах?

Серьезных изменений не произошло, вместо этого потребовались некоторые оптимизации и небольшие технические доработки.

Вы с нетерпением ждете показа фильма на площади Пьяцца Гранде, самом большом театре под открытым небом в Европе?

После своего дебюта в Каннах фильм позже украсил экраны Сиднейского кинофестиваля, получив приз зрительских симпатий как лучший международный полнометражный фильм. Я в восторге от возможности посмотреть этот фильм на площади Пьяцца Гранде. Вспоминая 2002 год, я продемонстрировал свой первый фильм на фестивале в Локарно и имел честь посмотреть шедевр Феллини на экране площади Пьяцца Гранде. Этот опыт остался в моей памяти. Спустя два десятилетия я возвращаюсь на то самое место. Уровень моего волнения зашкаливает, когда я предвкушаю увидеть свой фильм на таком большом экране перед примерно 8000 аудиторией. Надеемся на ясное небо в ночь показа!

Вы довольны тем, что наш фильм распространился по всему миру, а «Неон» получил права в США? Планируете поездку в США в рекламных целях?

Такие дистрибьюторы, как Films Boutique и Parallel 45 в Европе, досконально и точно разбираются в этом конкретном жанре кино. И наоборот, партнерство с таким дистрибьютором, как Neon, высокопрофессиональной группой, всесторонне осведомленной о будущей траектории развития фильма, невероятно увлекательно. Сотрудничать с ними одно удовольствие.

Я подумываю о поездке в США на показ фильмов, но, поскольку я еще не получил паспорт и мне понадобится помощь с документами из Гамбурга, я не уверен, смогу ли я рискнуть выехать за пределы европейских границ.

Как человек, который на протяжении многих лет внимательно следил за политическими событиями в Иране, я должен сказать, что недавнее избрание политика-реформатора Масуда Пезешкиана, безусловно, привлекло мое внимание. Основываясь на моих наблюдениях и понимании иранского политического ландшафта, я считаю, что его победа потенциально может привести к некоторым позитивным изменениям в управлении страной. Однако еще неизвестно, действительно ли эти изменения материализуются, поскольку иранская политическая система сложна и полна проблем. Время покажет, станут ли эти выборы поворотным моментом для Ирана или просто еще одним шагом в его продолжающейся борьбе за демократические реформы.

Как любитель кино, я считаю, что правление Исламской Республики над Ираном похоже на ненадежную и нестабильную кинокомпанию, изо всех сил пытающуюся сохранить свою легитимность и популярность среди масс. В течение многих лет они управляли своей страной с помощью репрессивных мер, разжигая кризисы как средство выживания. Однако эти искусственные конфликты в конечном итоге накапливаются, как нежелательные дубли в раздутом монтажном наборе.

В нашем предыдущем разговоре вы выразили сомнение в долговечности иранского режима и предложили международному сообществу занять более жесткую позицию против него. Вы придерживаетесь этих взглядов сейчас? Кроме того, верите ли вы или надеетесь, что ваш фильм может способствовать усилению давления на Иран?

В первую очередь я стремлюсь к трансформациям внутри иранского общества и к тому, чтобы спровоцировать размышления среди тех, намеренно или непреднамеренно, которые поддерживают существующую структуру власти. История показала, что мои фильмы в конечном итоге находят отклик у иранских зрителей. Напротив, моя работа воплощает мое стремление представить достоверное изображение периода, в котором я живу, несмотря на строгую цензуру и подавление в Иране.

Смотрите также

2024-08-10 20:17