Рецензия на «Элизабет Тейлор: Утерянные ленты»: документальный фильм HBO Нанетт Бурштейн рассказывает, как жизнь Элизабет Тейлор стала притчей

Рецензия на «Элизабет Тейлор: Утерянные ленты»: документальный фильм HBO Нанетт Бурштейн рассказывает, как жизнь Элизабет Тейлор стала притчей

Углубляясь в захватывающую историю Элизабет Тейлор, невозможно не восхищаться ее неукротимым духом и стойкостью перед лицом невзгод. Ее жизнь, во многом похожая на голливудский блокбастер, представляет собой американские горки любви, потерь и искупления, наполненные драмой, которая заставила бы позеленеть от зависти даже самого опытного сценариста.


убийство президента Джона Ф. Кеннеди и первое выступление The Beatles в «Эде Салливане». Появление «Битлз» было особенно значимым, оно послужило почти как искра в пороховой бочке, принося радость, надежду и новый образ жизни после трагического события, связанного со смертью Кеннеди.

В ходе другого глобального события, которое длилось более длительный период, в средствах массовой информации возникла еще одна сенсация, столь же символизирующая новую жизненную силу времени. Это был не что иное, как бурный роман между Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном. Эта история, часто воспринимаемая как воплощение болтовни знаменитостей, в захватывающем документальном фильме Нанетт Берштейн «Элизабет Тейлор: Утерянные записи» оказывается гораздо более глубокой. Это была не просто история любви; это было мифом.

Меня всегда заинтриговала необыкновенная история любви Тейлора и Бертона, пары, чья личная жизнь была беспрецедентной в плане публичности. Термин «папарацци» родился в результате их неустанного преследования; фотографы готовы пойти на многое, даже маскируясь под священников или сантехников, лишь бы запечатлеть их. Дело было не только в исключительном освещении, которое они получили. Их история, разворачивающаяся на заре современного развода, охватывает две эпохи. Тейлор была иконой киноэкрана с 1940-х годов, обладая неземной красотой, которая могла соперничать с Вивьен Ли или Мэрилин Монро. Она была родом из мира, большего, чем сама жизнь; отчасти именно поэтому она вошла в историю, став первой актрисой, заработавшей 1 миллион долларов за роль в кино в «Клеопатре».

Скандал вокруг ухода Элизабет Тейлор от мужа Эдди Фишера к Ричарду Бертону, ее партнеру по фильму «Клеопатра», счел Ватикан аморальным. Однако он также продемонстрировал мощный и страстный роман, беспрецедентный для того времени. Как документально подтверждено, у Тейлор была более традиционная сторона, что могло бы объяснить, почему она пережила восемь браков; она не перескакивала от одного парня к другому, а, скорее, глубоко втянулась и связала себя узами брака. Сюжетная линия «Лиз и Дик» ознаменовала начало новой эры, потому что она представляла Тейлор, стремящуюся к своему счастью и разрывающую брак, когда это казалось правильным. 1960-е годы во многом стали известны именно благодаря такому подходу, и, по крайней мере, в тот печально известный период Тейлор олицетворяла культовую диву гедонистического удовольствия.

Появился новый тип документальных фильмов о знаменитостях, в котором основное внимание уделяется воспроизведению старых аналоговых магнитофонных записей, первоначально использовавшихся для интервью. Например, так были сняты «Ленты Капоте» и «Кубрик о Кубрике». Документальный фильм «Вражда: Капоте против лебедей» мог бы не существовать без этого захватывающего документального фильма. Точно так же «Элизабет Тейлор: Утерянные ленты» основана на интервью, которое Элизабет Тейлор взяла с журналистом Ричардом Мериманом в 1964 году для книги, над которой он работал. В этих записях голос Тейлор выделяется своей богатой выразительностью – она бунтующая, меланхоличная, соблазнительная, разгневанная, источающая декадентское удовольствие и всегда небрежно откровенная. Ее слова вдыхают свежее понимание даже самых знакомых событий.

Ее выразительность пленила меня, раскрыв глубину ее красоты. В фильме показаны захватывающие сцены с Элизабет Тейлор, как частной, так и публичной, и, несмотря на то, что она всегда появляется в образе самой себя, эти незабываемые глаза (даже на съемках «Национального бархата» ей велели снять тушь, но она ее не наносила), спокойная губы, напоминающие покоящуюся греческую статую, упругая, современная, но вневременная улыбка – она всегда казалась разной, излучая удивительное разнообразие эмоций. Родившись в Лондоне в семье американцев, она никогда не отказывалась от аристократического нотка в своей речи; именно это наполнило ее гнев ярким и элегантным щелчком.

Как кинокритик, я нашел документальный фильм Бурштейна наполненным захватывающим, личным повествовательным очарованием, напоминающим школу документального кино, забытую на пленках. Тейлор, по ее собственным словам, рассказала о секретных ночных разговорах с Джеймсом Дином во время съемок «Гиганта». Ее дружба с скрытыми гей-иконами той эпохи — Дином, Монтгомери Клифтом, Роком Хадсоном и Родди МакДауэллом — была больше, чем просто профессиональные связи; они помогли ей сбежать с опасной голливудской сцены.

На следующий день после завершения ее развода с Майклом Уилдингом Майк Тодд — известный продюсер — пригласил ее в свой офис, выразив желание встретиться с ней. Он признался в своей привязанности к ней и о своем намерении жениться на ней, убедив ее в конце своего предложения. Она с восхищением замечает: «Он мог выманить золото из твоих зубов». Кроме того, ее озорной, а иногда и лживый характер как партнера постоянно признается. «Я осознаю себя, — говорит она, — и признаю, что попытаюсь избежать наказания за что угодно, даже за убийство».

За время своего брака с Тоддом она уловила его дерзость; его смерть в авиакатастрофе оставила ее опустошенной и убитой горем, вызвав фундаментальный сдвиг в траектории ее жизни. Ее последующий брак с Эдди Фишером был больше связан с выживанием, чем с любовью (она призналась, что находила его привлекательным, но никогда по-настоящему не любила его), отношения, которые в конечном итоге рухнули под потоком ее страсти к Бертону. «Потерянные ленты» не преувеличивают личную драму над искусством. Однако, как и сама Лиз, документальный фильм откровенно рассказывает о том, как она чувствовала себя недостаточно использованной как актриса. Хотя в детстве она была очаровательной звездой и преуспела в фильмах «Место под солнцем» и «Гигант», ее, как и Брандо, часто приносили в жертву слащавым студийным постановкам 50-х годов.

У нее нет ничего, кроме презрения к «Баттерфилду 8», мрачной истории, которая принесла ей Оскар после того, как она чуть не умерла от пневмонии во время съемок «Клеопатры». Вот ее откровенность: «Я получила награду за трахеотомию… Должно быть, это было какое-то сочувствие, потому что я думаю, что фильм такой неловкий». И все же, если Тейлор справедливо признала, что «Баттерфилд 8» был небрежным и в дрянном моралистическом смысле (все изображение ее трагического образа проститутки провалилось между трещинами сочувствия и остатками пуританства Кодекса Хейса), она признает, что действовала полностью это происходит из-за гнева — гнева на сам фильм — и когда вы смотрите «Баттерфилд 8», в ее игре присутствует очищающий гнев. Это мост к ее выдающейся работе в фильме «Кто боится Вирджинии Вульф».

Ее описание встречи с Бертоном бесценно. Он пришел на съемочную площадку «Клеопатры», «и я никогда в жизни не видел джентльмена таким похмельным. Он как бы дрожал с головы до ног». Он не мог даже держать заказанную чашку кофе, поэтому Лиз подержала ее для него. «Я накормила его кофе, и он ужасно нервничал, был сладким и трясущимся, и это меня так полюбило». Он никогда не видел ее в кино, за исключением тех случаев, когда она была еще ребенком-звездой, и думал, что она «просто звезда», которая вообще не умеет играть. Но он пришел к пониманию ее дара. Как позже говорит Бертон: «Именно недоступность Элизабет делает ее захватывающей».

Они взаимно защищали и причиняли друг другу значительный вред, преимущественно пьянством. Как отметили зрители, они отражали бурные отношения Джорджа и Марты. Частично средства массовой информации способствовали их падению и, наоборот, способствовали их истощению. Джордж Гамильтон, в частности, заявил, что пресса больше не гонится за гламуром, а, скорее, стремится к его разрушению. Заключительный этап жизни и карьеры Лиз Тейлор, изображенный в «Потерянных лентах», углубляется в это разрушение, но также демонстрирует, как она восстанавливает контроль, защищая тех, кто борется со СПИДом. Эта борьба была одновременно реальностью и ролью, которую она сыграла: ее резкая критика мира за его недостаточную реакцию. Наблюдая за ней в те годы, становится ясно, что, несмотря на ее переживания, Тейлор не потеряла никакой сущности себя; вместо этого она заменила свою божественную чистоту столь же царственным поведением.

Смотрите также

2024-08-07 06:20