«Сияй — забытое сияющее место»: документальное размышление о «Комнатах страха» Стэнли Кубрика

«Сияй — забытое сияющее место»: документальное размышление о «Комнатах страха» Стэнли Кубрика

Как киноэнтузиаст, проведший бесчисленные часы в затемненных стенах кинотеатров, я всегда высоко ценил Стэнли Кубрика. Когда я рос, я был очарован величием и сложностью его фильмов – от захватывающей «2001: Космическая одиссея» до сурового реализма «Цельнометаллической оболочки». Тем не менее, только когда я посмотрел «Сияние», мое восхищение Кубриком по-настоящему возросло.

1. «Сияние» Стэнли Кубрика, хотя и является фильмом ужасов, занимает отдельную сферу, что делает его, пожалуй, самым захватывающим и нестрашным фильмом ужасов, когда-либо созданным. Напротив, «Психо» режиссера Альфреда Хичкока является самым ужасающий фильм ужасов, поскольку он дает беспрецедентные впечатления от просмотра самим. Важно отметить, что многие люди считают «Сияние» по-настоящему ужасающим фильмом. Однако я посмотрел его в ночь премьеры – 23 мая 1980 года – и пересмотрел. С тех пор это происходило много раз. Хотя атмосфера и загадки фильма со временем стали для меня все более интригующими, до такой степени, что я нахожу его завораживающим кинематографическим опытом, я постоянно сталкивался с одной и той же проблемой с момента моего первого просмотра».

В «Сиянии» я являюсь свидетелем того, как сложная метафизическая загадка разворачивается с захватывающей точки зрения. Эта пугающая история оживляет призраков из отеля «Оверлук», которые переплетаются с безумием Джека Торренса. В роли начинающего писателя, которого сыграл Джек Николсон, Джек оказывается на грани безумия из-за сложной сети факторов: писательского кризиса, кипящего гнева и подпитывающего его алкоголя. Призрачные жители отеля во главе с загадочным смотрителем манипулируют Джеком, в конечном итоге заставляя его потерять контроль и превратиться в их собственный извращенный образ. Именно поэтому в финальной сцене мы видим Джека, жуткий пережиток 1920-х годов. Фильм исследует непреходящую природу насилия, концепцию, которая остается столь же тревожно неуловимой, как призрак в ночи.

Когда темная сторона Джека Торренса раскрывается, она не скрыта и не скрыта. Напротив, это проявляется резко и до ужаса ясно: Джек Николсон во всей своей маниакальной славе, размахивая топором, пытается причинить вред своей жене и ребенку. На момент выхода «Сияния» мы были в глубоком увлечении слэшерами. Хотя я, возможно, не разделяю энтузиазма по поводу этого жанра, как многие другие, я считаю, что некоторые слэшеры более страшны, чем «Сияние». Образ Николсона, размахивающего топором, как сумасшедший лесник, не оставляет места для двусмысленности. По моему мнению, хотя «Сияние» во многих отношениях исключительно хорошо продумано, его кульминация содержит пугающе обычное зло.

Как киноэнтузиаст, я бы сказал, что «Сияние» резонирует со мной, как компактная версия шедевра Стэнли Кубрика «Сияние». В отличие от сложной головоломки «Комната 237» Родни Ашера, эта 25-минутная жемчужина была создана под пристальным наблюдением поместья Кубриков. Вы можете легко найти его на YouTube. Он не углубляется в тайны вселенной «Сияния», а вместо этого фокусируется на физическом создании фильма – то есть на его декорациях. Примечательно, что некоторые из этих декораций, которые одновременно служили кинозалами, стоят до сих пор. Таким образом, «Shine On» — это дань внешнему слою «The Shining».

Но эта оболочка на самом деле больше всего нервирует в «Сиянии». Я осознал, насколько глубоко впечатления от фильма затронули мое подсознание, когда в документальном фильме говорилось, что «Сияние» почти полностью было снято на студии «Элстри Студиос» в Хартфордшире, Англия, и моей реакцией мозга рептилии было: «Что? Его снимали не в отеле «Стэнли» в Скалистых горах?!» (Этот отель послужил моделью для «Оверлука»). Конечно, я знал, что Кубрик не покидал Англию десятилетиями; Я знал, что он специализировался на создании тщательно продуманных декораций, которые стали отдельными мирами (космический корабль в «Космической одиссее 2001 года», разбомбленный город Хюэ в «Цельнометаллической оболочке», который Кубрик построил на месте разрушенного газового завода снаружи). Лондон). И все же моя чувственная память подсказывала мне, что «Оверлук» — психоделические ковры-лабиринты, кремовые стены и потолки, пещеристый вестибюль с люстрами и лестницей — был слишком солидным и внушительным, чтобы быть простой декорацией. Мне пришлось сделать двойной взгляд, чтобы еще раз осознать, что Кубрик все это построил.

1. В «Сиянии», вероятно, потолки используются более драматично, чем в любом фильме со времен «Гражданина Кейна». (Это важнейшие элементы, эффективно скрывающие искусственность декораций.) Более того, огромные масштабы отеля «Оверлук» — одна из гениальных иллюзий Стэнли Кубрика. Учитывая, что главных героев всего три и история вращается вокруг них, величие локации неизменно подразумевает: было бы иррационально создавать такой обширный набор для этого небольшого состава и жуткого повествования. Безумие чрезмерного масштабирования Кубрика добавляет еще один слой к общему ощущению безумия фильма.

Согласно «Shine On», во время съемок «Сияния» для съемок «Сияния» была использована вся студия Elstree Studios, что эквивалентно пространству нескольких ангаров для самолетов. Учитывая, что Кубрику потребовался почти год, чтобы снять «Сияние», это указывает на значительный объем пространства. Однако этого было недостаточно. Многие из первоначальных декораций больше не существуют, но несколько помещений Elstree Studios были преобразованы в декорации, например, огромная кухня и кладовая отеля Overlook. Примечательно, что Кубрик превратил в эти декорации обычный офис, наполнив его настоящим кухонным оборудованием, посудой, продуктами питания и консервами. В основе «Shine On» — три человека, работавшие над съемками «Сияния»: исполнительный продюсер Ян Харлан, арт-директор Лесли Томкинс и Катарина Кубрик, старшая дочь Кубрика, которую он пригласил работать на съемочной площадке в возрасте 25 лет. Они гуляют. через эту бывшую кухню и сравните ее с фильмом, создавая жуткий эффект, как будто все в «Сиянии» кажется призрачным привидением.

Существует один захватывающий клип, демонстрирующий удивительный момент из-за кулис: Стэнли Кубрик лежит на спине у двери кладовой, держит объектив и тщательно кадрирует лицо Джека Николсона под низким углом, произнося: «Это неплохо». Это спонтанное творение во время съемок одного из самых знаковых кинообразов за последние пятьдесят лет является свидетельством новаторского гения Кубрика, поскольку он чувствовал себя обязанным импровизировать. Кроме того, есть интригующий отрывок, в котором Шелли Дюваль переживает кризис на кухне, что является чрезвычайно редкой находкой, поскольку это был подлинный кадр, показанный в фильме. В «Сиянии» есть убедительные доказательства и показания свидетелей того, что общая атмосфера на съемках «Сияния» была дружеской. Тем не менее можно предположить, что Дюваль временами был опасно близок к нервному срыву.

Как киноэнтузиаст, глубоко ценящий тонкости и сложности творчества Стэнли Кубрика, я считаю «Сияние» бесценным дополнением к корпусу документальных фильмов, исследующих жизнь и творческий процесс загадочного режиссера. Благодаря своему краткому, но впечатляющему повествованию, «Shine On» органично сочетается с другими захватывающими произведениями, такими как «Кубрик Кубрика», «Ящики Стэнли Кубрика» и заставляющий задуматься «Киноработник».

Смотрите также

2024-07-30 09:46