25 лет назад «Матрица» возглавила небольшое движение научно-фантастических триллеров-симуляторов.

25 лет назад «Матрица» возглавила небольшое движение научно-фантастических триллеров-симуляторов.


25 лет назад «Матрица» возглавила небольшое движение научно-фантастических триллеров-симуляторов.

Один из способов понять глубокий сдвиг в нашей связи с компьютерами в 1990-е годы — изучить кибертриллеры, снятые Голливудом в тот период. Обеспокоенность по поводу массовой слежки, кражи личных данных и взлома душ – все зарождающиеся технологические страхи этой новой эпохи – были спроецированы на киноэкран, как инфекция. Однако, несмотря на надвигающиеся угрозы, неумолимый марш технологий остановить невозможно. Всего за десять лет мир, который просто экспериментировал с массовым подключением, неизбежно переплелся с Интернетом. К концу 1990-х годов (а, следовательно, столетия и тысячелетия) Интернет стал неотъемлемым аспектом повседневной жизни бесчисленного количества людей. В ответ предостерегающие истории в кино приняли драматический оборот. Компьютеры больше не просто угрожали вашей безопасности, конфиденциальности и человечности; они вытесняли саму реальность.

Весной 1999 года в американские кинотеатры прокатилась волна фильмов, исследующих тему реальности и восприятия. Сначала вышла «Матрица», остроумный хит с захватывающими философскими концепциями, которые объединяли жанровую смесь. Следом за ним последовал «eXistenZ», причудливый канадский триллер, который углубился в схожие идеи, но представил их в форме юмористического шпионского рассказа. Несколько недель спустя, в выходные, посвященные Дню памяти, состоялась премьера фильма «Тринадцатый этаж», предлагающего сложное повествование в стиле неонуар о слоях реальности, но, к сожалению, выпущенного в разгар как «Матричной» лихорадки, так и значительного кассового успеха «Звезды». Войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза».

Три фильма, каждый из которых был выпущен с разницей в месяц, исследовали гипотезу симуляции — интригующую теорию, предполагающую, что наша воспринимаемая реальность — это всего лишь сложная цифровая иллюзия. Эта концепция, представляющая собой современную интерпретацию платоновской аллегории о пещере, получила значительную популярность после выхода в 2003 году эссе Ника Бострома «Живете ли вы в компьютерной симуляции?» Однако эти фильмы предшествовали публикации Бострома и, вероятно, сыграли ключевую роль в популяризации этой заставляющей задуматься идеи в общественном достоянии. Среди них «Матрица», новаторская голливудская постановка с потрясающими визуальными эффектами, которая оказала значительное влияние на взгляды зрителей на природу нашего мира.

Как геймер и поклонник кинематографического повествования, я бы перефразировал этот отрывок так:

За последние 25 лет влияние этого фильма, возможно, немного уменьшилось, но он не утратил всего своего очарования – мерцающий стеклянный фасад небоскреба в сцене продолжает оставлять поразительное впечатление. Немногим блокбастерам 90-х удалось так изящно стареть, и на это есть причины, выходящие за рамки сюжетной линии фильма. Экзистенциальная угроза, которую представляет в фильме искусственный интеллект, теперь имеет еще большую актуальность в современном мире.

Как поклонник уникального подхода Дэвида Кроненберга к научной фантастике, я должен признать, что в «eXistenZ» он сознательно избегал расширения границ технологического реализма. Вместо этого этот триллер-симулятор предлагает причудливый и интуитивный взгляд на технологическую паранойю. Опыт виртуальной реальности, представленный в иммерсивных видеоиграх Дженнифер Джейсон Ли и Джуда Лоу, изображается как интрузивный процесс, который включает в себя вставку портов непосредственно в позвоночник и использование органических игровых консолей с половыми органами, сделанными из частей земноводных. Это тревожное физическое представление технологии, торговая марка Кроненберга, возможно, не так надуманно, как человеческие фермерские капсулы или устройства для отслеживания паразитов в «Матрице», но оно, безусловно, разделяет то же тревожное исследование того, как машины вторгаются в наши тела и умы.

Кроненберг в своем фильме «eXistenZ» не демонстрирует явного увлечения тонкостями или визуальной привлекательностью видеоигр. Вместо этого он использует юмор, изображая виртуальную реальность ничем не примечательной и неотличимой от реальной жизни. Однако сценарист и режиссер блестяще уловил будущий потенциал игр, в котором грань между реальностью и игровым миром становится для некоторых игроков все более размытой. Критики утверждают, что «eXistenZ» не кажется увлекательной и приятной игрой из-за своей монотонности. Эта критика лишь подчеркивает дальновидность фильма: «eXistenZ» предвосхитил концепцию захватывающего опыта, подобного представленному в «Death Stranding», за годы до того, как она стала реальностью.

25 лет назад «Матрица» возглавила небольшое движение научно-фантастических триллеров-симуляторов.

«Последняя строка диалога: «Мы все еще в игре?» — вопрос, который отражает в фильме исследование все более неразличимой границы между реальностью и цифровым миром. В Тринадцатом этаже эта тема является центральной темой, когда детектив (Крейг Бирко) углубляется в загадку. смерть своего коллеги, он отправился в смоделированный Лос-Анджелес 1930-х годов, населенный неигровыми персонажами, не подозревающими о своем запрограммированном существовании. Несмотря на то, что «Тринадцатый этаж» является последней частью неофициальной трилогии, выпущенной в 1999 году, он основан на более ранних источниках. ретро-сеттинг, его корни — ремейк немецкого мини-сериала 1970-х годов Мир на проводе, а цитата Декарта, открывающая фильм, намекает на экзистенциальные проблемы».

Как поклонник научной фантастики и детективов, я должен признать, что эта малоизвестная и часто упускаемая из виду научно-фантастическая история не предлагает ничего, кроме предсказуемого поворота событий, который ждет нас впереди. Если вы не можете предвидеть этого, возможно, вы просто NPC (неигровой персонаж) в этой игре жизни. Фильм действительно затрагивает некоторые аспекты нашей потенциальной реальности 2024 года, изображая виртуальный мир, где люди могут поменять свою личность на новую. Многие актеры даже берут на себя несколько ролей, воплощая как себя, так и своих онлайн-аватаров. С технологической точки зрения это так же притянуто за уши, как и царство eXistenZ, но без поразительного гротеска: пользователи попадают в эту симуляцию, лежа в камере, наполненной дешевыми зелеными лазерами.

С определенной точки зрения, это самое мрачное представительство среди своего мини-жанра. В то время как такие фильмы, как «Матрица» и «eXistenZ», изображают цифровую реальность как иллюзию, полностью поглощающую человечество, «Тринадцатый этаж» предлагает более мрачную точку зрения. По сути, это подразумевает, что люди — не что иное, как код в машине, ошибочно полагая, что наше программирование — это свободная воля. Из этой Матрицы нет выхода, мы на самом деле ее часть.

25 лет назад «Матрица» возглавила небольшое движение научно-фантастических триллеров-симуляторов.

В том же духе возможно, что в других триллерах-симуляторах 1999 года скрыто более глубокое и зловещее послание, которое, похоже, подразумевает, что мы можем добровольно погрузиться в цифровые миры. Настоящим антагонистом «Матрицы» является не агент Смит, а скорее Сайфер (изображаемый Джо Пантолиано), который обнаруживает тревожное предпочтение обманчивого комфорта Матрицы. Его принятие лжи Матрицы предвещает близорукость и манипуляции, наблюдаемые в онлайн-эхо-камерах и фильтрах Instagram, где истина субъективна, а различие между реальностью и иллюзией становится размытым. «Незнание — это блаженство», — замечает Сайфер, наслаждаясь двоичными кодами со вкусом стейка, и это мнение теперь кажется пророческим, учитывая подтекст современных лент социальных сетей и разделов комментариев.

Как геймер, я могу вам сказать, что «Матрица» сейчас транслируется на «Максе». А если вам хочется посмотреть eXistenZ, вы можете найти его в потоковом режиме на Kanopy, Pluto TV и Showtime. Наконец, для тех, кто хочет добавить «Тринадцатый этаж» в свою коллекцию, его можно взять напрокат или купить у известных цифровых сервисов, таких как Amazon Prime Video.

Смотрите также

2024-05-01 18:36