6 шокирующих фактов о киноиндустрии Африки

Седьмой кинофестиваль в Йоханнесбурге завершился вечером субботы, ознаменовав конец насыщенной недели, на протяжении которой фестиваль и связанный с ним индустриальный проект JBX сделали значительный шаг к тому, чтобы стать ‘ведущим мероприятием поп-культуры для посещения во всей субсахарской Африке’, как того желает основатель Тимэнги Мангведи.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


На протяжении трехдневного JB Xchange, или Йоханнесбургского обмена, представители южноафриканской и глобальной киноиндустрии обсуждали способы укрепления сотрудничества между странами, боролись с острыми вопросами в области авторского права, искусственного интеллекта и прав работников, а также стремились к тому, чтобы африканские истории оставались в руках африканских рассказчиков. В то же время полная дневная программа, организованная совместно с организацией Sisters Working in Film and Television (SWIFT), демонстрировала достижения женщин в южноафриканской киноиндустрии и акцентировала внимание на том, сколько еще предстоит сделать для обеспечения гендерного равенства.

Вот шесть ключевых выводов «EbMaster» из насыщенной недели в Йоханнесбурге:

Сделано в Йоханнесбурге

Тема мероприятия JBIX этого года — «made in Joburg for Africa and the world» — подчеркивает усилия в позиционировании Йоханнесбурга как ключевого двигателя развития киноиндустрии Южной Африки. Мы хотели создать главное событие поп-культуры, которое обязательно нужно посетить в субсахарной Африке», — сказал руководитель фестиваля фильмов Joburg Тимоти Мангведи, чья более широкая цель заключается в том, чтобы сделать трехдневное мероприятие трансформирующим инструментом «для роста телевизионной и кинематографической индустрии в Африке».

Пока местная киноиндустрия испытывает трудности (подробнее об этом ниже), Netflix подтвердил свою приверженность южноафриканским рассказчикам на мероприятии, посвящённом новому партнёрству между стриминговым гигантом и фестивалем. ‘Йоханнесбург — мой любимый город в мире’, сказал Бен Амадасун, вице-президент по контенту Netflix для Ближнего Востока и Африки. Он подчеркнул несколько оригинальных сериалов Netflix, снятых в Йоханнесбурге, включая предстоящую шестисерийную драму «GO!». Амадасун настаивал на том, что стриминг делает свой вклад ‘в популяризацию Йоханнесбурга.’

Южноафриканцы бьют тревогу

Как сообщал EbMaster на этой неделе из Йоханнесбурга, южноафриканские кинематографисты возмущены своей устаревшей системой кассовых скидок. Департамент торговли, промышленности и конкуренции (DTIC) — государственное учреждение, ответственное за надзор за скидками — должно выплатить миллионы долларов неоплаченных требований. Разозлённые кинематографисты утверждают, что DTIC скрывал информацию о задержках. Недавние марши по офисам департамента в столице Претории привели к подаче меморандума с перечнем требований, среди которых главным является урегулирование долгов, поставивших многие производственные компании на грань банкротства.

Тем временем производственные услуги Кейптауна пытаются преодолеть шторм, полагаясь на свою репутацию по предоставлению мирового класса за ваши деньги. Марисса Сонеманн-Тернер, исполнительный директор Film Afrika, сообщила EbMaster, что ее команда теперь ‘отошла от зависимости от субсидии [в переговорах] и сосредоточилась больше на том значении для денег, которое мы можем предложить’, подчеркивая относительно низкие производственные затраты в Южной Африке и благоприятный обменный курс. В отрасли, известной своей устойчивостью, местные кинематографисты стараются сохранять оптимизм: Номса Филисо, генеральный директор General Entertainment компании MultiChoice, утверждает: ‘Люди очень оптимистичны. Никто не опускает руки.’

Длинная тень Трампа

С южноафриканским миллиардером, продвигающим широко дискредитированные теории заговора в Белом доме, и президентом США Трампом, усиливающим эти ложные утверждения, участники Йоханнесбургского кинофестиваля остро осознавали, что сила рассказывания историй может быть использована не только для блага, но и для причинения вреда. Южноафриканский актер и режиссер Ммабато Монтшо был среди тех, кто указывал на ‘ревизионистскую историю’, продвигаемую правой организацией AfriForum, чьи ложь о ‘геноциде’ против белых фермеров-африканеров побудила Трампа предложить этой группе политическое убежище. «Никогда за нашу жизнь не было момента более критического и важного, чем этот», — сказал режиссер Вуси Африка («Выживание в Газе»), который обвинил «обеление южноафриканской истории» в том, что это позволило радикальным организациям вроде AfriForum искажать факты.

Также на этой неделе оскароносный гаитянский режиссер Рауль Пек («Я не твой негр») подверг критике администрацию Трампа за демонтаж альянсов, которые поддерживали послевоенный политический порядок и подвергали риску миллионы жизней. «Мы находимся в руках кучки сумасшедших людей с программой, которая была полностью изложена в Проекте 2025, как Гитлер написал „Майн Кампф“, — сказал Пек журналу «EbMaster». — Все это было написано для прочтения, но все думали, что он шутит. Нет. Они делают то, о чем заявили.»

Пересечение границ

В то время как мероприятие в Йоханнесбурге было направлено на содействие панафриканскому сотрудничеству и диалогу, все согласны с тем, что предстоит еще много работы. Терренс Хумало из Южноафриканского национального фонда кино и видео (NFVF) отметил, что большинство африканских продюсеров больше сосредоточены на совместном производстве с Европой и Америкой, чем друг с другом. «Мы все еще мыслим колониальными рамками,» — сказал он. «Встречаемся только раз или два раза в год в Каннах, Берлине. Это происходит исключительно за пределами континента. Нам необходимо увидеть улучшение.» Хотя немногие африканские страны подписали официальные договоры о совместном производстве между собой, Хумало подчеркнул, как кинематографисты из таких стран, как Нигерия и Кения, воспользовались частным капиталом для работы с партнерами из Южной Африки.

Между тем, Унати Малунга из Южноафриканской федерации кинопроизводителей (SASFE) отметила, как отраслевые организации по всему континенту рассматривают меры, такие как Африканское континентальное соглашение о свободной торговле, чтобы облегчить трансграничное сотрудничество. Они лоббируют вопросы, связанные с рабочими визами и импортными пошлинами на кинооборудование. «Мы стремимся создать условия, благоприятные для успеха производителей,» — сказала она.

Надвигается битва ИИ

ИИ «приходит независимо от того, нравится это нам или нет», — подчеркнула документалист Таня Давидс на этой неделе в рамках JBХ. Крайне важно, чтобы африканские создатели принимали участие в обсуждении. «Поскольку люди снабжают машины данными с севера, мы должны вносить свой вклад в развитие ИИ с нашими визуальными образами, изображениями и общей историей», — сказала она. На политическом уровне битва только начинается. «Законодатели постоянно пытаются догнать технологические изменения», — отметил Малунга из SASFED, который подчеркнул, что государственные органы «предпочитают игнорировать сектор кино и телевидения» при разработке законов, которые могут повлиять на тысячи жизней. Профессиональные гильдии уже начали лоббировать обеспечение четкого понимания политиков того, как ИИ влияет на всю цепочку создания стоимости.

Пока неясно, как скоро южноафриканские официальные лица создадут столь необходимую нормативную базу — «Наш закон об авторских правах пересматривается уже около 18 лет», отметил продюсер Марк Швингес. Генеральный директор Known Associates Цеписо Чикапа-Фири среди тех, кто заявил: «Мы не уверены, что законодатели отреагируют правильным образом». В то же время индустрия вынуждена двигаться вперед, и Шваргинс заметил: «Нам приходится это принимать, нам нужно принять это, нам придется работать с этим наилучшим образом».

Африканские истории, рассказанные африканскими рассказчиками

Дженнифер Окафор-Ивачукву, литературный менеджер и руководитель талантов ранее работавшая в CAA, вспомнила о недавней поездке по Sunset Blvd., где увидела рекламный щит фильма «Секретно», подростковой драмы на Prime Video, разворачивающейся в южноафриканской школе-интернате. «Этого раньше никогда не было,» — сказала Окафор-Ивачукву эту неделю на JBX.

B действительности, хотя фильм Marvel’s ‘Black Panther’, голливудский блокбастер о вымышленной африканской стране, снятый в Атланте, и считался важным моментом для афрокреативов, более значимым индикатором успеха мог бы стать независимый боевик из Нигерии «The Black Book», который попал в топ-10 Netflix в десятках стран.

Окафор-Ивучукву назвала фильм примером того, как «убедиться в том, что наши истории будут рассказаны самым аутентичным способом», подчеркнув трудности африканских рассказчиков в эпоху, когда существует больше путей к международному успеху, чем когда-либо. «Каковы ваши культурные корни и как вы сможете оставаться верными им, одновременно привлекая глобальную аудиторию?» — спросила она. В то же время южноафриканский режиссер Вуси Африка («Выживание Газы») призвал своих коллег создавать фильмы «которые несут нашу надежду, наше самоидентифицирование, нашу историю и которые вдохновляют нас двигаться вперед», добавив: «На наших плечах лежит огромная ответственность… рассказать миру историю Африки».

Кинофестиваль в Йоханнесбурге пройдет с 11 по 16 марта.

Смотрите также

2025-03-16 13:52