10 лет назад самый недооцененный криминальный фильм 2010-х годов провалился в прокате

Будучи ребенком 60-х годов, я считал «Врожденный порок» Пола Томаса Андерсона пронзительной и глубоко трогательной данью той бурной эпохе. Замысловатый сюжет фильма не только простителен, но и необходим для передачи хаотического духа времени.

На протяжении значительной части своего кинематографического пути Пол Томас Андерсон погружался в суровую, залитую солнцем историю Калифорнии, места, где он родился и считает своим домом. В фильме «Ночи в стиле буги» он погрузился в порнографический бум, охвативший долину Сан-Фернандо в конце 1970-х годов, регион Лос-Анджелеса, который он неоднократно посещал в «Магнолии», «Пьяной любви» и «Солодковая пицца». Даже получивший признание критиков фильм «Там будет кровь» (2007), часто считающийся шедевром Андерсона, в первую очередь фокусируется на нефтяном буме, сыгравшем значительную роль в строительстве Лос-Анджелеса.

Большинство быстрых туров Андерсона по его любимому городу были встречены с энтузиазмом, и во всех из них очевидна его привязанность к своеобразной, переплетенной истории Калифорнии. Однако ни одно из его исследований прошлого Лос-Анджелеса не является столь эмоционально заряженным, как «Врожденный порок», стоунер-детективная драма 2014 года, которая остается самым недооцененным творением Андерсона. Когда десять лет назад «Inherent Vice» дебютировал, его по большей части отвергли. Он заработал всего 14 миллионов долларов в прокате при затратах на производство в 20 миллионов долларов, получил минимальное признание на крупных церемониях награждения и остается его фильмом, наименее оцененным критиками.

Рекомендуемые видео

Этот фильм, расположенный среди вневременных детективных фильмов, таких как «Большой Лебовски» и «Долгое прощание», определенно заслуживает большего, чем его нынешний статус. «Врожденный порок» с уместной атмосферой юмора, абсурда и меланхолии, несомненно, забавен, эксцентричен и пронзителен. Окутанная дымной атмосферой, отражающей как обстановку Лос-Анджелеса 70-х, так и привычки детектива, любящего марихуану, это сложная, часто неверно истолкованная криминальная драма, исследующая темы коррупции, потерь и маленьких триумфов, за которые мы цепляемся среди бесконечного моря поражений. Вполне возможно, что на данный момент это самое пронзительное и захватывающее изображение Калифорнии Андерсоном.

Запутанная паутина лжи, наркотиков и бывших девушек.

Как преданный человек, я погружаюсь в мир романа Томаса Пинчона «Врожденный порок», действие которого происходит в бурном 1970 году. Это повествование разворачивается на фоне убийств Мэнсона и постепенного заката эпохи Свободной любви, отвратительные действия ускорились. Остатки 60-х все еще сохраняются, но их сносят бульдозерами новые предприятия в сфере недвижимости. Калифорния, изображенная в этой истории, далека от идеалистической гавани мира и любви. Вместо этого это охваченный похмельем, одурманенный наркотиками пейзаж разбитых мечтаний и разочарованных хиппи, застрявших между цеплянием за свои цветочные бикини и принятием серой одежды «флатландии». Атмосфера пронизана паранойей: все опасаются, что на них наклеят ярлык члена секты. Возникает глубокое чувство горя, поскольку дух 60-х кажется безвозвратно утерянным, и никому не удалось полностью двигаться дальше.

Логично, что фильм Врожденный порок начинается, как и его новая основа, с того, что главного героя, постоянно употребляющего наркотики, частного сыщика Дока Спортелло (которого играет Хоакин Феникс), неожиданно посещает его бывшая возлюбленная, исправившаяся девушка-серфингистка по имени Шаста Фэй Хепворт (Кэтрин Уотерстон). Она появляется в его резиденции на берегу моря, одетая в облегающее оранжевое мини-платье и с профессионально уложенными волосами, и просит Дока расследовать тайную схему, направленную на то, чтобы под ложным предлогом поместить в лечебницу ее женатого парня, застройщика по имени Микки Вольфманн (Эрик Робертс). . Док соглашается, что приводит его прямо в самое сердце заговора, который охватывает ФБР, новые проекты Вольфмана в сфере недвижимости, операцию по незаконному обороту наркотиков, известную как «Золотой клык», дантиста-кокаина (Мартин Шорт, из «Только убийства»). в здании) и тайный полицейский информатор (Оуэн Уилсон), который инсценировал его смерть, из-за чего он потерял связь со своей женой (Джена Мэлоун) и дочерью.

На исследование, проводимое Доком, значительное влияние, иногда положительное, а иногда отрицательное, оказал лейтенант Кристиан Ф. «Снежный человек» Бьёрнсен, которого исключительно хорошо сыграл Джош Бролин — давний друг, ставший противником Дока. Образ Бьорнсена как полицейского эпохи Возрождения с коротко подстриженной плоской стрижкой скрывает боль, на которую тонко намекают в фильме Врожденный порок. В фильме есть несколько выдающихся ролей, не только Бролина, но и Бенисио Дель Торо в роли морского адвоката, который помогает Доку в юридических вопросах, и Джоанны Ньюсом в роли сострадательной подруги частного сыщика Феникса, которая также является рассказчиком в Врожденном пороке. Хотя фильм доставляет восхитительное поверхностное удовольствие благодаря хорошо подобранным второстепенным персонажам и многочисленным загадкам в стиле нео-нуар, именно сложные отношения между Доком и Шастой лежат в основе Врожденного порока.

Ближе к концу найма Дока Шаста исчезает. Снежный человек Бролина сообщает Доку по телефону, что Шаста ведет себя странно, и это преследует Дока на протяжении всего фильма. Грустная и пронзительная сцена показывает, как Доку говорят, что Шаста находится на судне «Золотой Клык», подозреваемый в контрабанде наркотиков. Он смотрит в окно в бинокль, надеясь найти ее в ближайшем море. Затем камера фокусируется на Шасте Уотерстона, освещенном красным светом на Золотом Клыке, смотрящем на Дока. Позже к Доку приходит открытка от Шасты, напоминающая о времени, когда они вместе попали под дождь возле незастроенного участка. «Путешествие сквозь прошлое» Нила Янга играет, когда мы переходим к сцене, где мы видим, что тот же самый незастроенный объект превратился в безвкусное корпоративное здание.

Случай горя

В самый тревожный и загадочный момент «Врожденного порока» Шаста в конце концов снова появляется в квартире Дока, казалось бы, материализуясь из ниоткуда. На этот раз она одета небрежно: в свободную футболку и плавки купальника, а волосы на голове позволяют предположить, что она проснулась не так давно. Она кажется знакомой, напоминает то время, когда они с Доком были вместе, но в ее голосе присутствует оттенок печали, из-за чего ее сдержанное поведение в первой сцене фильма по контрасту кажется почти веселым. Она хвастается, что Микки пригласил своих друзей разделить ее, и подстрекает Дока снова переспать с ней. Позже, когда Док спрашивает о ее местонахождении, она отвечает: «Я каталась на лодке. Они сказали, что я ценный груз, который нельзя застраховать из-за «врожденного порока».

В терминологии морского страхования «врожденный порок» относится к неизбежным проблемам или ущербу. Например, яйца трескаются, шоколад тает и стекло разбивается – это примеры присущих морской политике пороков. В фильме «Врожденный порок» это понятие расширено и охватывает все аспекты жизни. Отношения ухудшаются, идеологии теряют силу, моменты эйфории улетучиваются. В фильме об этом прямо не говорится, но предполагается прошлое Шасты как начинающей актрисы-хиппи. До событий конца 60-х она предпочла пойти «задорным» путем, но страх заставил ее отказаться от этого пути. В начале «Врожденного порока» Шаста исправилась, изменила свою внешность и завязала отношения с богатым капиталистом. Однако эта договоренность разрушается, когда Микки обращается с ней как с предметом, чем-то, что можно использовать и выбрасывать, как хрупкий груз, который неизбежно сломается.

Вернувшись к Доку, она пытается вернуться к своему прежнему состоянию, но находит это невозможным. Прошлого уже нет, но оно осталось настолько сильно, что временами кажется, будто они все еще живут в нем. Возникает вопрос: как можно тосковать по месту, где ты сейчас находишься, или по человеку, который находится прямо перед твоими глазами? Или ту версию себя, которая когда-то существовала? В некотором смысле «Врожденный порок» звучит правдоподобно. В конце концов все рушится и заканчивается. Кроме, естественно, душевной боли, и кроме, естественно, любви. В начале фильма Док курит марихуану и размышляет не только о том, почему они изначально сошлись, но и о том, почему их пути разошлись. Несмотря на их разлуку, его привязанность к ней остается, как если бы они все еще были парой, что Андерсон красноречиво выражает в одном трогательном голосе за кадром из Sortilège: «Разве это когда-нибудь кончается? Конечно, кончается. Так и было.

Путешествие в прошлое

С момента своего дебюта фильм «Врожденный порок» подвергался критике за сложную и, казалось бы, нелогичную структуру повествования. Мягко говоря, расследование в фильме может вызвать недоумение, граничащее с бессмысленностью – ошибка, которую можно попытаться сделать при первом просмотре. Вместо этого этот фильм больше посвящен переживанию эмоций, которые он вызывает, чем немедленному пониманию его сюжетной линии. Даже при неоднократном просмотре сюжет все равно может показаться загадочным, и в этом и заключается цель. «Врожденный порок» изображает мир, разрушенный болью, альтернативный способ сказать, что это мир, который кажется разрозненным и трудным для понимания. Во время интервью в 2014 году режиссер Андерсон описал фильм как «глубину нашей тоски по людям».

Док скучает по Шасте больше всего на свете, а Inherent Vice скучает по 60-м. Ему не хватает того, что они представляли и того, что обещали, и ему не хватает Калифорнии, которую они создали, — той, которая какое-то время казалась центром мира. Сюжет фильма покрыт густой, непроницаемой дымкой горя, которую Андерсон вызывает посредством многочисленных нехарактерных растворений, смешивающих воедино разные сцены и воспоминания, прошлое и настоящее. Под этой дымкой скрывается колодец эмоций, глубокий и обширный, как океан. Там настоящая боль, как и должно быть в фильме, который задается вопросом, как вообще любой из нас может уйти от потерь и регрессов, от которых мы страдаем на протяжении всей нашей жизни.

После завершения 60-х годов можно задаться вопросом, куда двигаться дальше. Если традиционные пути не подходят Доку и Шасте, их выбор становится очевидным: они решают уйти или уйти. А роман «Врожденный порок» предполагает, что, возможно, самое большее, к чему мы можем в конце концов стремиться, — это найти место, где нам не придется идти в одиночку.

Inherent Vice теперь транслируется на Max.

Смотрите также

2024-12-14 18:21