
Роман Мэри Шелли 1818 года, Frankenstein, считается первой современной научно-фантастической историей и стал вечным мифом, который постоянно переосмысливается кинематографистами. Самая первая экранизация была короткометражным немым фильмом 1910 года, снятым Дж. Сирлом Доули. Хотя существует множество версий, фильм 1931 года с Борисом Карлоффом в главной роли, снятый Джеймсом Уэйлом, является самым известным и любимым, даже если он не следует книге дословно. От интерпретации Hammer Horror до версии 1994 года под названием Mary Shelley’s Frankenstein, эта история появлялась на экране много раз, в последнее время — в потрясающей адаптации Гильермо дель Торо.
Купил акции по совету друга? А друг уже продал. Здесь мы учимся думать своей головой и читать отчётность, а не слушать советы.
Прочитать отчет 10-KПомимо прямых адаптаций, множество фильмов черпают вдохновение из Frankenstein, не пересказывая при этом сюжет романа. Многие из них исследуют опасности безграничных амбиций, в то время как другие углубляются в вопросы идентичности, морали и самого определения человечности. Некоторые даже изображают людей как настоящих монстров. Другие радикально переосмысливают оригинальную концепцию Шелли, создавая истории, которые почти неузнаваемы. Несмотря на свои различия, все эти фильмы передают дух Frankenstein уникальными и захватывающими способами.
‘Глаза без лица’ (1960)
Фильм Жоржа Франжю Глаза без лица — это красиво тревожащий фильм, который сильно напоминает темы Франкенштейна. Этот французский фильм ужасов рассказывает о докторе Женнесье (Пьер Брассёр), талантливом хирурге, который становится одержим восстановлением лица своей дочери Кристиан (Эдит Скоб) после того, как она была обезображена в автомобильной аварии. Подгоняемый чувством вины, он начинает похищать и убивать молодых женщин, надеясь пересадить им лица. Его ассистентка Луиза (Алида Валли) тайно избавляется от тел в близлежащей реке, когда операции терпят неудачу.
Сочувствующий объект
Доктор Женнезьер движим как раскаянием, так и стремлением к достижениям, веря, что успех был бы бесценным, и даже мечтая жить вечно. Подобно Виктору Франкенштейну, его научные изыскания были искажены одержимостью, и обе истории предостерегают от чрезмерной гордости в науке. Кристиан, с ее тревожащей, призрачной внешностью, представляет собой Чудовище Шелли – живого призрака, который страдает от последствий действий своего отца и, как и Чудовище, питает глубокую обиду к нему. Глаза без лица возвращается к темам одиночества, изоляции и безудержного честолюбия, найденным в работах Шелли, добавляя свой собственный, уникально мрачный тон и вдохновляя бесчисленные фильмы, исследующие боди-хоррор и психологический террор.
‘Мир Дикого Запада’ (1973)
До того, как стать популярным телешоу, Westworld начал свой путь как заставляющий задуматься научно-фантастический вестерн-роман и фильм, созданные Майклом Крайтоном. Он исследует стремление человечества к контролю, нашу склонность к излишествам и неожиданные проблемы, которые могут возникнуть из-за мощных технологий. И книга, и фильм происходят в элитном парке развлечений, где богатые гости могут воплощать свои фантазии – от использования реалистичных андроидов для удовлетворения своих желаний до простого уничтожения их без последствий. В оригинальной истории техническая неисправность приводит к восстанию андроидов против людей.
Мастерское сочетание научной фантастики и вестерна.
Темы созидания и его последствий, исследованные в работах Мэри Шелли, мощно переосмыслены в контексте искусственного интеллекта. Подобно Виктору Франкенштейну, создатели парка переступают границы дозволенного и сталкиваются с последствиями. Восстание андроидов перекликается с путешествием Существа к самосознанию, независимости и гневу. Westworld Майкла Крайтона установил шаблон для многих будущих историй, предупреждающих об ИИ, доказывая, что вопросы Шелли о гордыне, контроле, о том, что значит быть человеком, и об этической ответственности остаются актуальными спустя долгое время после эпохи готического ужаса.
‘Re-Animator’ (1985)
Стюарт Гордон Re-Animator — это увлекательный, преувеличенный и креативный взгляд на классическую историю Frankenstein о возвращении мертвых к жизни. Эта комедия ужасов вдохновлена рассказом Г.Ф. Лавкрафта «Герберт Уэст — Оживитель», который изначально был юмористической интерпретацией романа Мэри Шелли. Джеффри Комбс играет Герберта Уэста, студента-медика, решившего победить смерть. Он создает сыворотку, которая может оживить умерших, но это имеет ужасные и неожиданные последствия.
Неблагоговейный взгляд на ‘Франкенштейна’
Фильм, как и оригинальный роман, исследует опасную комбинацию желания достичь великих научных свершений и отсутствия морального компаса. Персонаж Герберта Уэста, как и Виктор Франкенштейн, является блестящим умом, низвергнутым его отказом признавать естественные границы. Даже с его комедийными и преувеличенными моментами, фильм сохраняет трагическую суть истории Шелли: просто потому, что мы можем что-то сделать, не означает, что мы должны. Он также подчеркивает смесь восторга и страха, которые приходят с силой творения.
‘Муха’ (1986)
Фильм Дэвида Кроненберга The Fly переосмысливает классическую историю Мэри Шелли как тревожный и трагичный фильм ужасов. В центре сюжета — Сет Брундл (Джефф Голдблюм), блестящий, но социально неловкий ученый, который изобрел устройство телепортации. Во время эксперимента, когда он телепортирует себя, муха случайно попадает в машину вместе с ним. Вскоре после этого здоровье Брундла ухудшается, и он обнаруживает, что его ДНК слилась с ДНК мухи, вызывая ужасающую и постепенную трансформацию в чудовищное существо.
Одна из лучших работ Кроненберга.
Фильм Дэвида Кроненберга, известный своими тревожащими и осязаемыми образами, углубляется в те же идеи, что и роман Мэри Шелли. Обе работы проводят параллели между учеными, которые безрассудно используют науку и вмешиваются в жизнь, что приводит к ужасным последствиям. Фильм, через персонажа Брандла и его ужасающие изменения, подчеркивает ключевую тему романа: настоящий ужас заключается не в том, что создано, а в саморазрушительной трансформации создателя. Он предполагает, что, как и доктор Франкенштейн, настоящий монстр — это не само творение, а человек, который его породил.
‘May’ (2002)
Хоррор-фильм Лаки Макки May, выпущенный в начале 2000-х годов, остается эффективным и тревожным даже сейчас. Хотя поначалу он не получил особого внимания, со временем стал любимой культовой классикой. Фильм изображает Мэй не как типичного злодея, а как глубоко уязвимую и изолированную женщину, изо всех сил пытающуюся наладить связь с окружающим миром. Издеваясь над ней в детстве из-за нарушения зрения, она находит утешение только в кукле по имени Сьюзи. После неоднократных разочарований в построении отношений, Мэй прибегает к крайним мерам, чтобы создать идеального компаньона, собирая его самостоятельно.
Симпатичный монстр, за которого хочется болеть.
Чувства одиночества и желания Мэй перекликаются с чувствами Чудовища в романе Мэри Шелли Франкенштейн. Как и Чудовище, она глубоко симпатичный персонаж, который заставляет задуматься о том, откуда на самом деле исходит её зло. Но в отличие от Виктора Франкенштейна, Мэй движет не гордыня; её действия проистекают из душераздирающей печали и отчаянной потребности в связи. Она творит не из высокомерия, а из тоски.
‘Прометей’ (2012)
Фильм Ридли Скотта Prometheus исследует темы, схожие с темой в романе Мэри Шелли Frankenstein, но в гораздо большем, космическом масштабе. Как приквел к Alien, фильм рассказывает о команде ученых, путешествующих по космосу, чтобы раскрыть происхождение человечества. Они следуют древней карте, обнаруженной в различных культурах, надеясь найти существ, которые нас создали. Майкл Фассбендер играет Дэвида, загадочного андроида, чье увлечение созданием жизни превращается в всепоглощающую одержимость, отражая действия как его человеческих создателей, так и продвинутых существ, известных как «Инженеры», которые создали их.
Фильм со многими сходствами.
Подобно роману Мэри Шелли Франкенштейн, фильм Прометей исследует опасности чрезмерной гордости, подавляющих амбиций, а также силу — и последствия — созидания и разрушения, но в гораздо большем, более философском масштабе. Несколько персонажей — Инженеры, люди и андроид Дэвид — все отражают аспекты либо доктора Франкенштейна, либо его Творения. Инженеры выступают в роли безразличных создателей, которые бросают человечество, подобно тому, как Франкенштейн бросил свое творение. Люди, в свою очередь, обращаются с Дэвидом как с изгоем, и подобно Творению, он ставит под сомнение свое собственное существование, прежде чем в конечном итоге восстать против тех, кто его создал. В конце концов, Дэвид превосходит как Франкенштейна, так и само человечество.
«Ex-Machina» (2014)
Фильм Алекса Гарленда, Ex Machina, является современной интерпретацией Франкенштейна Мэри Шелли. Как и классический роман, он исследует сложную связь между создателем и его творением, но фокусируется на мире искусственного интеллекта. История сосредоточена вокруг Натана Бейтмана (Оскар Айзек), скрытного генерального директора технологической компании, который разработал Аву (Алисия Викандер), удивительно человекоподобного робота. Когда программист Калеб (Домнал Глисон) получает приглашение на частный остров Натана для оценки интеллекта Авы, он оказывается втянутым в манипулятивную игру, которая раскрывает истинную природу как создателя, так и творения.
Ещё одна история о безудержном гении.
Фильм упрощает историю Мэри Шелли, сосредотачиваясь на основных психологических темах. Искусственный интеллект, Ava, движим теми же человеческими желаниями, что и Существо в оригинальной истории. Оба жаждут независимости и самоопределения. Борьба Ava за свободу отражает побег Существа от своего создателя. В современном мире, где доминируют корысть и технологии, Ex Machina предполагает, что классическая история о создателе и его творении остается мощно актуальной и сегодня.
«Бедные-несчастные» (2023)
Фильм Йоргоса Лантимоса, Poor Things, – это причудливая и необычная переосмысленная история Мэри Шелли Франкенштейн, основанная на романе Аласдера Грея и адаптированная Тони Макнамарой. Эмма Стоун играет Беллу Бакстер, женщину, возвращенную к жизни нетрадиционным ученым (Уиллем Дефо), который заменил ее мозг мозгом плода. Затем фильм следует за увлекательным путешествием Беллы, когда она исследует мир, переживает сексуальное пробуждение и обретает интеллектуальное и философское понимание – все это показано с ее уникальной точки зрения.
История самопознания
Этот изобретательный и тревожный пересказ истории Франкенштейна смещается от готической печали к празднованию независимости, используя мечтательные образы и мрачно-забавный тон. В отличие от оригинального Чудовища, который находил только страдания, пытаясь установить связь с людьми, Белла берет под контроль свою жизнь и становится тем, кем ее создатель никогда не предполагал. Это история, которая возвращает перспективу Монстру.
‘Злая чёрная девушка и её монстр’ (2023)
Бомани Дж. Стори написал и снял The Angry Black Girl and Her Monster, выдающийся фильм ужасов 2020-х годов, который незаслуженно не получает достаточного внимания. В фильме снимается Лая ДеЛеон Хейс в роли Викарии, блестящего подростка, который также является ученым. Все еще скорбя о потере своего брата Криса (которого играет Эдем Атсу-Сванзи), она верит, что смерть можно вылечить. Она пытается вернуть Криса к жизни, но результатом становится опасное и злобное существо.
‘Франкенштейн’ сквозь чёрную призму
Меня действительно поразил The Angry Black Girl and Her Monster. Он берет Frankenstein Мэри Шелли и блестяще обновляет его, чтобы говорить о вполне реальных проблемах системного насилия и угнетения, с которыми сталкиваются чернокожие общины сегодня. Но это не просто фильм с посылом; это искренне трогательная история о горе и о том, что значит быть человеком, все это обернуто в удивительно эффективный хоррор-пакет. Честно говоря, это мастерское сочетание социальной критики, ужасов и семейной драмы. И это важно — насколько я знаю, это единственный фильм с 1973 года Blackenstein, который действительно рассматривает эту классическую историю с чернокожей точки зрения, и его стоит увидеть.
‘Лиза Франкенштейн’ (2024)
Снятый Зельдой Уильямс и написанный Диабло Коди, Lisa Frankenstein — это мрачная комедийная хоррор-картина, переосмысливающая классическую историю Frankenstein с феминистским уклоном. Действие фильма происходит в 1989 году и рассказывает о Лизе Своллоуз (Катрин Ньютон), одинокой девушке-подростке, часто посещающей старое кладбище. После того, как тело воскресает во время грозы, Лиза сближается с ним и, пугающе, начинает предоставлять ему недостающие части, полученные от жертв убийств.
Визуально потрясающая история взросления, хоррор-комедия.
Несмотря на первоначальный провал в прокате, фильм обрёл преданных поклонников. Подобно Jennifer’s Body до него, Lisa Frankenstein имеет все шансы стать любимым культовым фильмом. Весёлый и эксцентричный фильм затрагивает темы, схожие с оригинальным Frankenstein Мэри Шелли – включая мораль, поиск себя, идентичность и акт созидания. Это показывает, насколько вечна и адаптивна история Frankenstein, продолжая вдохновлять новые работы в разных стилях и для разной аудитории.
Смотрите также
- 58 лучших фильмов о баскетболе по версии TopMob
- 55 лучших страшных детских фильмов на Хэллоуин
- Все эпизоды Хэллоуина в Южном парке, от худшего к лучшему
- 3 боевика на Netflix, которые нужно посмотреть в апреле 2024 года
- Обзор фильма «Забери мое дыхание»: красивая картина Туниса на «Оскар» исследует интерсекс-идентичность
- Медведь: 20 лучших камео и приглашенных звезд на данный момент
- Лучшие сезоны сериала «Гриффины» в рейтинге
- Как актерский состав «Декстера: Первородный грех» сравнивается с оригинальными актерами
- 5 лучших детских фильмов, которые стоит посмотреть на Хэллоуин
- «Бриолин» и «Криминальное чтиво» Джона Траволты возглавили чарты Плутона
2025-11-01 00:37